Мы говорили что каждое изгнание это определенное испытание, этап в жизни народа. Что же за испытанием являлась Греция? Греки не ставили, как мы уже говорили, своей целью физическое уничтожение народа. Греция была воплощением человека, его совершенства. Совершенства его тела и его разума. Законченность системы мироздания и ее совершенность не оставляет места для выплеска «во вне». Это проявляется во всем, всей греческой системе мироздания,от тонкого ощущения красоты природы и ее совершенства с одной стороны и обреченности и одиночества человеческого существования с другой в этом мире, до бесцельности и бесцветности загробного мира сдругой. Есть этот мир, эта жизнь - она великолепна, трагична, единственна - нет «во вне» ее. На уровне разума это означает то что не лежит в доступных или потенциально доступных пределах разума - не существует или не имеет смысла. Как уже говорилось в первой части, это совершенно новый этап в развитие человечества, раньше такое мировозрение и система ценностей не возникала. Мир духа был реальностью не меньшей чем мир физический. По сравнению с тем миром физический терял свою ценность и неповторимость, уходило и терялось чувство красоты и гармонии. Совершенство природы не замечалось перед совершенством абсолюта. До конца понять и прочувствовать это мироощущение сложно, т.к. мы сами суть плоть от плоти греко - римской традиции. Подобие этого подхода есть в религии, но здесь между этими двумя полярными точками и находится иудаизм. Это не тема данного очерка, но в двух словах можно сказать что в иудаизме обе системы находят выражение. С одной стороны мир духа реален, наш мир лишь бледная копия, отражение того, реального мира. Ограничен разум, ограничено тело по сравнению с душой, их - тело и разум нужно не прославлять, а воспитывать. Это выражается в законах скромности, в обрезании, наконец, символизирующем незаеонченность, незавершенность природы. С другой стороны мы находим следущее высказывание мудрецов : « лучше один час добрыъ дел и раскаяния в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего». Ценность жизни уникальна, целью творения был именно физический мир и именно принимая и исправляя его, со всеми недостатками, с сокрытием Б-га, с болью и страданием, мы к этой цели приближаемся.
Вернемся к нашей теме. Греки не могли принять еврейской связи с тем что «во вне» в мире, где они установили свой закон, в мире где эта связь ушла в прошлое. Евреи же продолжали упорствовать.Теперь пришло время использовать то что мы говорили про «хуким» и «мишпатим». Грекам не мешало выполнение евреями той части традиции которая разуму понятна. Более того, грекам не помешало бы даже то что евреи исполняют что-то чего не могут объяснить, если бы они хотя бы опирались на разум. Если бы еврей, придерживаясь законов кашрута аргументировал это любыми, пусть самыми далекими от понимания объяснениями, они могли бы это принять. Любое объяснение, любой смысл остается «внутри», в рамках этого мира. Так нужно делать потому что таков мир - существующий и постоянный. В конце концов не каждый должен понимать философию или математику. Но еврей не опирался и на это! Это так, потому что такова Его воля - все смыслы появляются потом. «наасе ве нишма» - будем исполнять и понимать - это предпосылка качественная и постоянная,- на любом этапе понимания, исполнение Его воли, принятие ярма неба, следует первым. Это делает существующий и постоянный мир зыбким и ненадеждным, зависящим постоянно от чьей-то воли и поддерживающим свое существование извне. Это был вызов всей греческой цивилизации, всему мировозрению. Здесь разгорелась борьбы нашедшая свое воплощение и физическом мире - восстании Маккавеев.
Но перед этим нужно прояснить еще один пункт. Мы говорили в первой части что для проявления свободы выбора в мире должно царить равновесие. Когда было пророчество и открытые чудеса против них было идолопоклонство и та связь с духовным миром, тот сурогат духовности, которое оно предлагало. Когда идолопоклонство, как альтернативная возможность, как движение души, ушло из мира, на мировую арену выходят греки, несущие полный отрыв физического мира от духовного. Про все это уже подробно говорилось. Осталось понять, что же послужит в этом новом мире противовесом, как пророчество противовесом идолопоклонству.
События Хануки не запечетлены в письменной Торе. Да и не могли быть, т.к. они происходили в мире без пророчества, в мире где «тот» мир не врывался в «этот», в мире погруженном в греческую «темноту». Письменная Тора была запечатана - последнее запечетленное в ней чудо - свиток Эстер, и то есть проявление полного сокрытия, даже имя Б-га не упоминается в нем. Это подготовка к новому миру, умение увидеть Творца, увидеть связь там, где вроде бы ее нет, где вроде бы господствует физический мир с его природными законами, причинно - следственной связью. Ханука - это уже не подготовка. Это уже разгар, расцвет того, нового мира. Письменная Тора запечатана, но устная продолжает существовать, развиваться и расцветать в новых условиях. Давайте поймем, что такое устная Тора. В двух словах - это использование человеческого, земного разума в рамках или на основе разума божественного. Причем, свобода эта не фиктивная, не мнимая, а реальная, способная используя свои силы вывести новый закон. Если кто -то не понимает важности вышесказанного, то объясню - сказать что таков закон (алаха) - это значит сказать, что такова воля Б-га в нашем мире, т.е. свобода эта - способность постигать, (или изменять !!!) выявлять волю или мудрость Творца в нашем мире.
Письменная Тора - вся свет, голос Б-га : такова Моя воля. Устная Тора рождается из комбинации вопрос - ответ, где ответ есть свет, но вопрос тьма, и невозможно придти к свету не пройдя, не погрузившись в эту тьму. Дорогу эту проделывает человеческий разум, приходя потом к свету - мудрости, воле Б-га в мире. Это и есть главный противовес разуму оторванному от высшего, разуму разорвавшему связь и блуждающему в собственных границах. А иначе и не может быть, ведь ограниченое никогда не сможет постичь что либо вне своих границ. Вся последущая история цивилизации пример этому. Вся последущая история есть попытка разума, находящегося в собственных границах определить цель, найти форму жизни, определить систему ценностей, то что априори должно исходить и находится вне его.
В мире ограниченном разумом, чувствами - человеческим (слишком человеческим), противовесом будет связь материи и духа, ограниченного и с безграничным. Именно этим и является Устная Тора, именно здесь она находит свое наиболее полное выражение. В Письменой Торе говорит Б-г, в Устной человек, исходя из божественных предпосылок. Устная Тора вся - исходит из тьмы этого мира или нисходит в эту тьму и освещает ее лучом «оттуда».
Победа Маккавеев не далась молитвам и постом как в Пурим. Она далась войной и жертвами. С обоих сторон. Это было «человеческое чудо», но не чудо человека, а проявленое через него. Через естественный ход событий Б-г проявил свое присутствие и влияние. Таково раскрытие Устной Торы - война человеческого разума опирающегося на чудо, на откровение.
Теперь мы понимаем что все детали этой истории неслучайны и можем подвести итоги. На арене истории восходит Греция в виде победоносного шествия Александра. Навстречу ему выходит первосвященик, царь склоняется перед ним. Кушин с маслом тоже был запечатан печатью первосвященика. Победа - это уже не просто победа, это символ, новый этап в жизни народа. Луч света в темном царстве. Чудо с маслом было необязательным. Могли и подождать и зажигать тем временем нечмстым маслом. Чудо было знаком - Б-г с ними и здесь. И в тьме изгнания, страдании и боли. Даже когда Храм разрушен и менора не горит, будет гореть ханукия. Тот самый луч нисходящий в тьму. Освещающий ее. Те самые свечи которые мы зажигаем ночью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий