воскресенье, февраля 05, 2017

Ва эра 5777

Ваэра
Итак, вначале до того как мы перейдем к основной теме нашей недельной главы, необходимо сказать,  что объединяет эту и предыдущую главы. Это тема «мате», то есть посоха, которым пользовали Моше и его брат Аарон. История этого предмета достаточно тумана. Известно из Мидрашей, что первый кто обладал им был первый человек – Адам, а затем посох переходил к целому ряду людей: Метешелеху, Ноаху, Аврааму, Ицхаку, Яакову, Йосефу. В конце концов, после смерти Йосефа, также из Мидрашей мы узнаем, что посох перешел к фараону ровно как и все остальное имущество праведника. Как известно у Паро было три советника: Итро, Билан и Йов. Однажды фараон спросил у них что ему делать с еврейским народом, на что каждый дал разный ответ. Так, Билан посоветовал бросить в воду мальчиков, Йов же промолчал, а Итро убежал, при этом взяв с собой этот посох. В прошлой главе мы также читали историю о том, как уже Моше бежал от фараона и какое-то время скрывался у Итро, после чего был посажен тут же в тюрьму на 10 лет. Выйдя из заточения, праведник берет с собой посох и отправляется в Египет, чтобы по повелению Всевышнего освободить свой народ. Так же известно, что на этом посохе была написаны аббревиатура «ба хадаш бэ ахад» (это аббревиатура десяти египетских казней) и сорока двухбуквенное имя Всевышнего. Из Кабалы можно узнать, что это было одно из имен, которое означало изменение рамок природы, уход от этого мира и определенную степень  возвышения.
Сейчас вернемся к прошлой недельной главе  и попытаемся более подробно объяснить, что посох появляется не просто так, а для того что бы продемонстрировать народу три знамения Всевышнего. Итак, раньше мы уже говорили о том, что Моше спорил со Всевышним до того как отправится в Египет. Моше думал, что народ просто может не поверить его словам. И это действительно то, что и произошло затем в реальной жизни. И даже происходит обратный эффект, ведь, казалось бы, что приходит гиула (освобождение), но на самом деле условия жизни евреев стали только хуже. И оказывается, что вопрос, который задавал Моше вполне справедливый. В дальнейшем повествовании Торы можно даже прочесть, что за то что будущий предводитель народа засомневался во Всевышнем в наказание он все-таки увидит избавление, но не удостоится войти в землю Израиля. Нынешняя недельная глава начинается со слов «Ваэра»,  то есть «И явился», это как знак для Моше, что Всевышний открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову, но не под четырехбуквенным именем, и только ты он был удостоен такого уровня. И Раши добавляет, что даже не смотря на то, что Ашем не выполнил при жизни праотцев все, что обещал, тем не менее они ни разу не усомнились во Всевышнем, и не задавали Ему лишних вопросов. Итак, после этого Ашем повелевает Моше показать перед народом три знамения ( бросить посох, который сразу же превратиться в змея, и змея – обратно в посох; затем Моше должен был спрятать руку за пазухой и достав на руке появиться проказа, а выполнив такие же действия болезнь исчезнет, последним знамением станет кровь). Смысл всех этих знамений раскрывался в предыдущем уроке, но все же еще есть новые вопросы.
Один из самых известных таннаим, учитель  раби Акивы, Раби Уркинос написал книгу Перкей Драб Элиэзар, в которой он также описал эту историю. Оказывается, что после всего увиденного, все старейшины побежали к самой пожилой женщине из них, которая застала еще поколение братьев, за советом, что же делать с этим человеком, который представляется, чуть ли не Машиахом. Это была Серах бат Ашер, которая даже была удостоена одной из девяти людей живой войти в Ган Эден. Узнав обо всех знамениях, которые показал Моше мудрая Серах сказала, что на все это не стоит обращать внимание. Но после того как старейшины сказали, что все эти действия скрывают в себе код «манцепах», который был известнее еще от Йосефа, она изменила свой ответ. Стоит объяснить, что в иврите есть пять букв, который в конце слова пишутся по-другому. Это мем, нун, цадик, пей и хаф. Написано, что они не всегда были такими, а как-будто «скривились» после греха Адама. Любая гиула в какой-то мере это исправление греха первого человека, поэтому это как определенный этап всегда связанный с какой-то буквой. Освобождение, которое мы ждем сейчас должно быть связано с буквой цадик, то есть с праведником. А вот гиула Египта была связана с буквой пей в основном, потому что вся проблема спуска в Египет заключалась в злословии народа. Да и само слово «Паро», то есть фараон, на иврите если мы возьмем две крайние буквы из этого слова, то получим два слова «пе» и «ра», что переводится, как дурной рот, то есть все связано с дурной речью. Итак, Серах подтвердила, что это начало избавления и повелела остальным пойти встречать и радоваться Моше. Но возникает естественный вопрос: если эти знамения ничего не решали, потому что главным был код, то зачем они вообще нужны были? По простому смыслу они служили средством для укрепления веры еврейского народа. Но давайте попробуем углубиться в ответы комментаторов и попытаться найти более глубокий смысл в вопросах, которые могли возникнуть, как и у народа, так и у самого Моше.
Итак, во-первых, стоит разобраться, для чего вообще нужен был посох. Все мы понимаем, что это предмет можно использовать только для того чтобы опираться на него, но какое отношение это свойство имеет к нашей истории увидим дальше. Мы уже говорили о моменте, когда будущий спаситель народа, сомневаясь в том, что все люди пойдут за ним, спрашивал у Всевышнего об этом. И действительно, комментаторы говорят, что народ мог вполне обосновано спросить у Моше кто он такой, ведь на самом деле из всего еврейского народа его помнят только старики, которые видели его младенцем при рождении. Ко всему он ведь двадцать лет прожил во дворце фараона, даже не догадываясь о своем происхождении, а после этого шестьдесят лет никто вообще ничего не знал об его судьбе. А вот его брат Аарон, который жил с ними вместе и делил все тяготы тяжелой рабской работы, и поэтому был им куда ближе. И внезапное появление Моше могло быть не понятно всему народу. Сомнения у народа был не просто так, потому что все знали, что избавитель должен быть из колена Леви и было возможно, что это может быть человек из семьи Амрама, который был главой того поколения. Все были готовы пойти за избранным праведником, но люди не понимали, почему это был не Аарон. Для того чтобы ответить на этот вопрос, Моше  показывает знамение связное с посохом, который превращается в змея и затем обратно в свое изначальное состояние. Так как, как мы уже сказали раньше, посох это то на, что опираются, значит, данное знамение должно было показать, что не всегда нужно верить тому, на что можно опереться, а наоборот избавление может прийти из самых неожиданных мест. Примером может послужить всем известная история продажи Йосефа братьями. Ведь Йосеф шел к братьям, думая, что они не замышляют ничего плохого против него, а в итоге ошибся. То есть, когда человек надеется и опираться на что-то, то это часто приводит к обратным результатам. Мы говорим в Аллель следующую фразу: «Камень, который призрели строители, стал краеугольным». Эту фразу сказали сыновья Ишая, когда пророк Шмуэль помазал на царство их брата Давида. Всем известна история о том, как пророк приходит в дом Ишая и к нему по очереди приводили всех сыновей хозяина дома, потому что среди них был будущий царь. Пророк отвергает всех, и только Давид, который ко всему считался скрытым позором семьи (потому что его родственники думали, что Давид - мамзер), в итоге удостоился помазания на эту высокую по своему духовному значению должность. Подытожив все вышенаписанное можно лишь сказать, что не стоит надеяться на все то, что вы надеетесь, и не стоит отчаиваться от того, на что вы не надеетесь.
Знамения также являлись ответом и на другие вопрос, о котором Моше могли спросить люди, почему они выходят раньше назначенного времени. Известна история, которую рассказывает Мидраш, о колене Эфраима. Так сто двадцать тысяч человек данного колена  за тридцать лет до исхода из Мицраима, решили, что время избавления уже пришло и обособлено вышли в пустыню, за что конечно были сразу же наказаны смертью. То есть опять вполне обоснованный вопрос, который мог возникнуть о верности выбранного момента для такого важного события. Когда Всевышний говорит Аврааму, что его потомство будет жить в чужой земле, что они будут изгнанниками, то наш праотец не предпринимает никаких действий для защиты своего  потомства. Зато узнав о скором разрушении Сдома, Авраам начинает торговаться с Ашемом до последнего. Почему услышав, что в будущем еврейский народ должен будет больше четыреста лет быть в изгнании и тяжелом рабстве наш праотец не начинает защищает нас? Так как ему было понятно, что исправления необходимое для дарования Торы не могло пройти меньше времени. Какой же ответ тогда утаился в действиях Моше? Мы уже знаем, что в принципе все знамения связаны с лашон ора, и то что должны народ должен получить Тору после выхода из Египта по сути является исправлением греха змея. И все люди знали об этом и также то, что все это прейдет через колена Леви. Вспомним, что еще в главе Берешит сказано о том, как в будущем нужно «бить» змея – в голову. Именно поэтому Всевышний при первом знамении говорит Моше взять аспида, который только что был посохом, именно за голову, то есть как знак того, что можно изменить порядок и начать не с головы, а с конца, то есть начать избавление можно нарушив порядок начать с низких.  Как называется праздник, который связан с выходом из Египта? Песах, который происходит от слова «пасах», то есть перепрыгнул. Значит, все это показывает тому поколению, что можно перепрыгнуть, чтобы изменить порядок.  И в принципе знамение проказы тоже направлено на это объяснение, потому что все ведь знают как лечится болезнь подобного рода: 7 дней, как минимум, человек находится вне стана, пока не будет готов в очищению, затем приносит определенную жертву, и так дальше. То есть это очень длительный процесс, который Моше, тем не менее показал людям за одну секунду.
Так же еще один, интересный для нас, факт скрывает в себе слово посох. Мы уже говорили, что в переводе на иврит оно звучит как «мате», которое в свою очередь происходит от слова «гатая», то есть уклон. Но на самом деле суть посоха в его прямоте. И в таком соответствии есть явное противоречие. Так как же эти две эти противоположные характеристики могут совмещаться в одном понятии? Как известно весь народ Израиля был поделен на двенадцать колен. Почему при делении используется именно слово «колено»? Так как если опять посмотреть на перевод, то в иврите это слово так же происходит от «гатая » (уклон), то есть подразумевается, что каждое колено имеет свой собственную склонность. Конечно, каждое имело в себе качества наши трех праотцов Авраама, Ицхак и Яаккова, но если проанализировать действия всех, то можно увидеть явную разницу. И все же они продолжают быть прямыми. Здесь необходимо опять вспомнить про змея, а именно о той вещи, которой он был лишен впоследствии своего неблагочестивого поведения. Это были ноги, после чего он стал извиваться и никогда уже не сможет быть прямым.Когда есть множество Израиля, то самое трудное это оставаться прямым, сохраняя при этом свою склонность. И именно тем, кто мог осуществить это было колено Леви. И еще видим что в знамении закодировано указание для того поколения, что они также идут исправлять грех змея и первого человека.
Дополнив вышенаписанное можно сказать, что евреи могли спросить еще один вопрос. В принципе все тогда существовавшее поколения знало, что они должны стать началом исправления и будущего избавления, но они мог бы справить, ведь как именно они могли бы стать начало такого важного духовного процесса, если они сами на тот момент находились на крайне низком духовном уровне. Ответом опять может послужить первое знамение, когда Моше поднимает змея за хвост, то есть тем самым показывает, что исправление можно начать с самых низов, с самой отдаленной точки.
Каждое из знамений является дополнением  для другого и всего они были произведены три раза: первый раз Моше показывал их перед Всевышним, второй раз - перед народом и последний перед фараоном. Интересно описана в Мидраше история, когда фараон увидел эти знамения. Сказано, что когда фараон увидел все что делал перед ним Моше , то они сильно засмеялся. После этого он позвал к себе жрецов, своих детей и жену, и все эти люди повторили все то, что только что показывал праведник. После этого Паро спроси, зачем он пришел продавать свой товар туда, где все торгуют таким же. Ответ последом сразу же. Моше сказал, что как на рынок привозят ковры, потому что там знают в них толк и могут оценить товар по достоинству, так же и он знал, что именно в этом месте поймут всю мощь эти знаков Всевышнего. То есть Моше Рабейну хотел показать, что все, что делают жрецы, его дети и жена - это иллюзии, обман, который не будет длиться долго. И в тексте указано, что после того как посох опять принял свой нормальный вид, то он поглотил другие посохи. Это напоминает нам сны, которое фараон видел еще при Йосефе. Вспомним, что правитель видел два сна (про коров поглощающих других коров  и про колосья поглощающих другие колосья). Кстати, про второй сон есть комментарии, что он видел сон во сне, то есть в обычном сне такое прийти не могло. Объяснение крайне простое, так как у коров хотя бы есть рты, то есть в принципе можно представить, как одна ест другую, хоть и с трудом. А вот как колосья поглощают друг друга не совсем понятно и в принципе почти не возможно себе представить. И если мы скажем, что и сны и это знамения видел один и тот же фараон, то в принципе можем сделать вывод, что указанное выше как бы являлось знаком для него о том, что все то, что он видел в начале, он увидит и в конце.
Так же эти три показа можно соотнести с тремя разными уровнями веры, когда можно грешить против веры, а можно наоборот усилиться в ней. Так, первый показ перед Всевышним абсолютно логично соотносится с верой в самого Ашема. Вторая демонстрация соотносится с верой народа в своего лидера.  А третий раз можно противопоставить вере праведника в свой народ, то и сам праведник должен быть уверенным в том что его последователи верят в него.
Конечно, можно привести еще много других комментариев, но это те основные ответы, которые можно найти в других источниках.



Комментариев нет: