воскресенье, января 07, 2007

Глава Ва Ехи 2-ой год

У Йосефа родились в Египте два сына – Менаше и Эфраим. Как и все имена, данные праотцами и великими людьми, они выражают некую духовную работу, некое определенное отношение к миру, раскрываемое каждым из них. Тора сама рассказывает о смысле имен – Менаше, потому что Б-г дал забыть мне дом отца моего, Эфраим, потому что Б-г размножил, расплодил меня в земле бедствия моего. Имя Менаше призывает (несмотря ни на что) — выдержать. Выдержать, несмотря на то что дома отца рядом нет, а вокруг царит тьма. Имя Эфраим означает — идти вперед, расти, увеличиться. Не выдерживать натиск тьмы, а преобразовывать ее саму, превращать тьму в свет.
Это два пути в служении Б-гу. В большой картине два этих пути принадлежат «бейноним» и «цадиким» - средним и праведникам. Что означают эти понятия? По определению книги Тания ( одной из основопологающих книг хасидизма), «бейнони», средний это человек у которого есть природное стремление к добру и к злу и он призван бороться, подавлять в себе свое злое начало. Вся жизнь среднего это война, война с самим собой, со своей животной душой, своими страстями. Праведник, «цадик» это тот кто победил свое злое начало, у него отсутствует само влечение к злу. Его работа в этом мире – превращать тьму в свет. «Бейнони» это каждый из нас. Каждый способен контролировать себя, свои поступки, мысли, речь, не позволяя дурному началу завладеть ими. Праведником, человеком, изменившим саму свою суть невозможно стать, праведниками рождаются. Для подавляющего большинства людей способ служения это «иткафия» - подавление, война.
Но сказано уже в «Пиркей авот»: а народ Твой – все праведники. То есть, свойственное праведникам служение «итапха» - преобразование возможно на каком-то уровне для каждого человека.
Главное что отделяет нас от Б-га это материя. Б-г это духовность (насколько вообще можно давать какие-то определения о Всевышнем). Что отделяет нас от духовности?- материальность. Чем больше человек погружен в материальное, тем он дальше от духовного и наоборот. Именно поэтому во всех религиозных или духовных учениях проповедовалось всегда отречение от материального. Это видно и в христианстве со своим институтом монашества и в восточных религиях. Но все это верно лишь на первый взгляд. Отвечая на вопрос о цели творения, Мидраш говорит: Б-г сотвлрил мир, потому что возжелал создать себе жилище в нижних мирахю Под нижними мирами здесь подразумевается материальный мир (куда уж ниже). То есть, целью творения было привести Б-га, сделать Ему, благословенно имя Его, жилище в месте, наиболее от Него отдаленном. Выходит что материальный мир это не «издержки производства», не тьма, от которой нужно бежать, а наоборот, цель творения, место высочайшего божественного раскрытия. Это и уникально в иудаизме и в еврейском народе, как носителе этой религии – иудаизм не бежит от материи, а наоборот, пользуется ею, освящает ее. Большая часть заповедей, данных Б-гом на Синае еврейскому народу, связанны с материей. Это законы о цицит и тфилин и законы о плодах и посеве и законы о правильной пищи и т.д и т.д. Яркий пример – обрезание, которое христиане восприняли исключительно в духовном виде как обрезание сердца и дурных помыслов, в иудаизме имеет абсолютно материальное выражение. Это и есть превращение тьмы в свет, раскрытие духовного в материальном.
На духовных ступенях этому уровню соответствует «кдуша» - святость. Святость, по определению наших мудрецов (Месилат Яшарим и др.) это не уход от материального, как думают многие. Уровень отказа от материального называется «пришут» - отдаленность, и он лишь подготовительный уровень перед святостью. Святость это именно когда материальное не является помехой духовному, единство противоположностей, когда материальное и духовное суть одно. Опять таки, в большой картине, уровень этот доступен лишь единицам, однако в какой-то мере он принадлежит всему еврейскому народу и является основной его миссией на земле.
Мы видим в главе «Ва Ехи», что Йосеф считал, что именно Менаше, первенцу полагается главное благословение. Однако Яков отдал предпочтение Эфраиму. Оба вида служения принадлежали и самому Йосефу. Сначала главной его задачей было выстоять, выстоять в испытании, не раствориться во тьме Египта. Когда же исправление было закончено, он поднимается на новый уровень, становится фактически царем Египта и диктует свои законы, т.е. царствует над тьмой, преображая ее. Все же Йосеф считал главным первый вид служения. Действительно, если большая часть людей являются «бейноним» (потенциальными «бейноним»), то именно ради них, ради их работы был создан мир. Умение выстоять, выдержать войну длинною в жизнь, требует огромных усилий, требует качество терпения, умения ждать, а как сказали наши мудрецы, все грехи в мире были порождены из-за того, что человек не мог выждать, потерпеть. И все же Яков отдал предпочтение второму виду служения, приводящему непосредственно к главной цели творения – создать всевышнему, благословен Он, жилище в нижних мирах.

Комментариев нет: