
В главе Мецора, описано очищение прокаженного. Корень любой болезни лежит в более духовных сферах, в более высоких пластах души, чем чисто материальный уровень. Поэтому наши мудрецы указали причиной проказы (это не та болезнь, которая называется проказой в наше время) «лашон а ра» - дурной язык.
Через то, как протекает болезнь, мы можем понять ее причины и. соответственно, методы излечения. Проказа – болезнь внешняя, поражающая кожу человека. У человека есть суть его души, его душевного строения и внешние проявления. Мы видим только внешнее поведение человека, только оно доступно нам, в отличие от внутреннего мира, который нам недоступен, но о котором мы судим в зависимости от внешних проявлений. Но это явная ошибка, потому что внутренние побуждения и мотивы скрыты от нас и наши догадки очень часто являются спекуляциями. Мы можем относиться только к открытым нам, доступным проявлениям человека – его действиям и словам. Мы же очень часто судим по действиям о самом человеке.
Мы видим, например, что человек ленится и мы говорим, что он ленивый. Но мы опять по поведению сделали заключение о внутреннем мире. Кто сказал что это так? Кто знает причину его лени в данном случае?
Поэтому и критику мы должны наводить (естественно с хорошими намерениями – помочь и исправить) только касаясь внешних проявлений. Человек, которому мешает, что его жена, например, недостаточно хорошо следит за порядком в доме, то не нужно ей говорить, что она неряшлива или нечистоплотна. Во-первых, как утверждают психологи, такая критика ни чему не приводит, скорее наоборот, человек, на которого навешивается ярлык, не видит способности изменяться. Если я такой, так что ж мне делать. Во-вторых, как мы говорили, это просто неверное утверждение. Все, что мы можем сказать, это то, что в данной ситуации человек вел себя так-то и так-то, но ничего о нем самом.
Более того, мы знаем, что сами психологи предлагают нам широкий спектр трактовок поведения. Одно и то же поведение можно трактовать по разному. И то, как трактуется поведение, оказывает влияние на человека. Даже в физике мы знаем, что поведение частиц зависит от наблюдателя, то же самое касается психологии. Если я иду к психологу фрейдистского направления, то я как бы попадаю под его систему координат и трактую себя и понимаю себя соответственно с ней. Не зря Талмуд говорит, что исполнение сна зависит от толкования. Поэтому желательно толковать и свое и чужое поведение в положительную сторону. Это не значит, что мы просто придумываем и закрываем глаза. Дело в том, что у нас действительно есть несколько вариантов трактовок и все они истинны. От нас зависит только какую из них принять.
Поэтому и поведение другого человека мы должны трактовать в лучшую сторону и этим самым мы исправляем его! И, наоборот, трактуя поведение негативно, мы как бы заставляем человека соответствовать нашей трактовке и этим самым опускаем его.
Поэтому мецора получал такое наказание – язвы на теле. Это было внешнее заболевание, как бы указывающее на то, что он тоже судил по внешнему поведению о человеке и пренебрег его внутренней чистой основой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий