воскресенье, марта 17, 2013

Пурим



Есть два праздника, установленных мудрецами, соответствующие и продолжающие праздники Торы. Так Ханука соответствует Суккоту (здесь мы не будем подробно объяснять это соответствие), а Пурим празднику Шавуот. И мы попытаемся увидеть и объяснить параллели между этими праздниками.
И первое и самое главное соответствие это то, что Пурим также называется в талмуде днем принятия Торы. Устную Тору на горе Синай евреи приняли из страха, а в Пурим, после раскрытия чудесного освобождения, из любви. Шавуоту предшествовали «три дня отстранения» и в Пурим мы находим три дня поста перед освобождением (для точности следует заметить, что пост был не непосредственно перед Пуримом, а за год до этого, в Песах). В Шавуот существует обычай читать свиток Рут, который также как свиток Эстер назван по имени женщины и также имеет сюжет. В отличие от других свитков.
Можно сказать, что Пурим является продолжением и развитием Шавуота. Принятие Торы с любовью означает, что в Пурим раскрывается сладость и наслаждение в изучении устной Торы, приходящее после поиска, после сокрытия, после ожидания.
И в этом суть Пурима – то, что было страхом, оборачивается смехом, наслаждением. Так же как «наверху» наслаждение доставляет «превращение тьмы во свет», так и внизу наслаждение приходит после сокрытия.
Ожидание и сокрытие соответствует качеству гвура и Эстер (имя которой означает сокрытие) и сказано, что Эстер была скрытной и молчаливой, как ее праматерь Рахель (Эстер была из колена Биньямина. О Рахель сказано, что она взяла себе «удел молчания», в отличие от Леи, взявшей себе «удел благодарности») и не раскрывала тайну своего происхождения.
Как мы уже говорили, три последние месяца связаны с качеством малхут (особенно последний месяц – адар), а малхут соответствует устной Торе и также женщине. Поэтому и в Шавуот и в Пурим есть свиток, связанный с женщиной. Свиток Рут связан с устной Торой по двум причинам. Во-первых, Рут была гиерет (принявшей иудаизм), а у герим есть особая связь с устной Торой. Так глава, в которой описывается дарование Торы, называется Итро и сказано, что без того, чтобы Итро не пришел к вере в единого Б-га, не могло быть дарования Торы. Итро происходит от слова «йотер» - добавление, что намекает на устную Тору, где человек привносит что-то от себя и, как видно в самой главе Итро, он дает совет Моше как судить народ, он добавляет что-то от себя в Тору. Кроме того, еще Ицхак хотел чтобы Эсав представлял устную Тору, а Яков письменную. И, хотя он ошибся насчет самого Эсава, он увидел в нем скрытый потенциал, который раскрылся впоследствии. Потому что устная Тора связана с герим, вышедшими из Эсава, как Онкелос, переведший Тору на арамейский и раби Акива, про которого сказано, что большая часть устной Торы, которая есть у нас это наследие учеников раби Акивы и, как говорится в мидраше, Моше рабейну спросил у Всевышнего почему Он не дает Тору через раби Акиву.
Кроме того, свиток Рут раскрывает еще одну грань устной Торы – передачу традиции. Ведь Рут была моавитянкой и было неизвестно, может ли она вообще войти в народ Израиля, до того как пришел Амаса и сказал, что так он принял от бейт дина Шмуэля – «моавитянин не может войти в народ Израиля, а моавитянка может». И от принятия этого закона зависит царство Давида и Машиаха, происходящего от него.
То есть, есть как бы два уровня устной Торы – само толкование и галахическое решение и первый больше связан с Рахель и с Биньямином (отчасти и с Йосефом), а второй с Леей и особенно с Иегудой (и отчасти с Леви). И должно быть подчинение толкования галахе (пшату) и когда этого не происходит, то толкование может уйти в неправильную сторону. И в этом была ошибка Шауля (колено Биньямина), который не подчинился словам Шмуэля (Леви), что нужно истребить все принадлежащее Амалеку (это как сомнение – сафек Амалека, а решение – псак, разрешает и побеждает сомнение). А Эстер (Биньямин) слушает Мордехая (Биньямин и Иегуда), оставляя в стороне свое понимание, и приводит избавление.
Кроме того, свиток Эстер связан с устной Торой тем, что в нем нет имени Творца, Он не проявляется явно, не вмешивается в ход истории и само включение этого свитка в Танах происходит по инициативе Эстер (по своей инициативе она идет и к Ахашверошу, как бы выходя за рамки скромности, как и Рут по своей инициативе идет с Наоми и идет к Боазу).
И это означает пробуждение женского начала, малхут, устной Торы, которая может удержать и сохранить от падения, как сказано «женщина окружает мужчину» и «жена венец мужа своего».
То есть, именно женское начало, главное качество которого это скромность, что означает закрытость, «битуль», приверженность простому смыслу и галахе, может позволить себе выйти «за границы», что называется «преступление во имя» и поднять искры святости из клипот (как тшува и гиюр). (интересно, что все женщины, «выходившие за границы», отмечены своей скромностью: Рут и Тамар и Эстер и даже дочери Лота, остававшиеся чистыми в Сдоме)
Итак, в устной Торе есть два компонента – сам комментарий, что означает свое понимание, свою трактовку божественного закона и здесь необходима сдерживающая сила, женское начало, ограничивающее и удерживающее трактовку в рамках традиции, верность и приверженность простому пониманию и закону, и второй – временный выход за рамки закона, «ораат шаа» - временное постановление, действующее только для данного человека в данное время.
И в этом история Пурима является развитием получения Торы, потому что вся она построена на грани закона и выхода за его рамки. 
В Талмуде сказано, что приговор евреям был вынесен либо потому что они наслаждались трапезой Ахашвероша, на которой были использованы сосуды храма, либо потому что еще задолго до этого, во время правления Навуходоносора,  они поклонились идолу. И в том и в другом случае, скорее всего, в рамках закона могли найтись причины, разрешающие им это. И в этих действиях не было того, за что полагался бы смертный приговор. Но в них было то, что называется «хилуль ашем» - осквернение имени Б-га. Хилуль происходит от слова «халаль» - пустота, т.е. здесь есть намек на то, что такое действие как бы показывает, что Б-га здесь нет, опускают человека на уровень природы, а не божественного управления. И поэтому нужно было подняться на уровень выше закона, на уровень самопожертвования ради раскрытия Б-га в мире. Поэтому Мордехай не готов поклониться Аману, не готов признать превосходство его взгляда на мир, превосходства природы. Ради этого он готов выйти за рамки закона и даже поставить под угрозу существование всего народа. 
В этом плане вся история Пурима это история раскрытия Б-га в природе, в темноте, в изгнании. В этом и есть суть и смысл устной Торы, где человеческий разум, человеческое «я» соединяется с мудростью и желанием Творца.     

Комментариев нет: