воскресенье, декабря 22, 2013

Еврейская психология - глава 1

Что такое еврейская психология? Это, конечно же, не психология только для евреев. Но это еврейский взгляд, взгляд Торы на душу человека, на составляющие его личности и взаимодействие между ними.
Я убежден, что еврейская психология не должна быть обособленной, но должна обогащаться из внешних источников, из достижений человеческой мысли в области исследований человеческой личности и обогащать их в свою очередь. Более подробно мы будем говорить об этом в дальнейшем, но я сразу хочу наметить вектор своих исследований – истина всегда в синтезе, в умении применить и правильно соединить разные подходы.
Для того, чтобы начать понимать, как и в каком направлении будет развиваться этот синтез, мы начнем с самого простого и одновременно самого важного вопроса – какие задачи ставит перед собой психология как наука и каждый психолог в частности при его контакте с клиентом?
Если мы определим психолога как врача, (а именно из такого понимания и зарождалась современная психология),  то его назначение лечить болезни. Но что такое болезнь? Что такое болезнь физическая нам, более менее, известно – это нарушение нормальных функций организма, но что такое болезни души, как их определить?
Может быть это дискомфорт, несчастье, неудобство и боль, испытываемые человеком? Ведь именно это и побуждает человека обратиться к психологу. Но разве нет случаев, когда человек не испытывает никакого дискомфорта, чувствует себя отлично и, тем не менее, мы определяем что он болен, что он живет в нереальном мире?
Может определить болезнь как десоциализацию, как невозможность человека устроиться и проявить себя в социуме, в личной и общественной сферах, в профессиональной жизни? Но разве нет людей, прекрасно приспособленных к жизни, блестяще сориентированных в кодах общественных отношений, которые внутри дезориентированы и несчастны, являются маньяками или мизантропами? Разве общественный успех является гарантией душевного здоровья?
Но тогда, может стоит определить болезнь просто как несоответствие нормам, принятым в данном обществе? Но тогда понятие болезни становится из абсолютного релятивистским, так же как невозможно представить, что болезни тела в одном обществе были нормальными, а в другом признавались болезнью, почему это надо относить к душе?
Итак, до сих пор у нас были только вопросы. Попытаемся же дать некий ответ или, хотя бы, обозначить путь. Я понимаю психолога не как врача в узком понимании этого слова, так же как и болезнь есть нечто более широкое, чем это принято понимать. Так же как есть объективная реальность и есть наши представления, более или менее совпадающие с ней, так же есть и объективное здоровье и то или иное соответствие ему.
То есть, есть некий идеал, абсолют, не единый для всех, (но совпадающий во многих проявлениях) которого человек должен достигнуть. И на пути к этому абсолюту есть уровни, есть развитие и чем дальше от абсолюта, тем больше «болезни» и наоборот.
Возьмем пример,- у человека есть гордыня. Современный психолог не определит гордыню как болезнь. Неограниченное, прогрессирующее это качество может перерасти в невроз, а дальше в психоз. На втором этапе появляется психолог, на третьем психиатр. Но это не значит, что само качество, в корне своем не является болезнью. Психолог поэтому должен быть не врачом, а проводником человека в этом мире, в мире внутреннего совершенства.
Здесь я не только повышаю планку, но и фактически ставлю перед психологом непреодолимую задачу. Потому что, для того чтобы служить проводником, наставником, Учителем,- нужно самому быть на таком уровне, самому пройти этот путь.
И, действительно, как мы об этом скажем дальше, идеальным психологом является праведник, святой, человек, достигший внутренней гармонии и совершенства. Но такой человек не всегда находится рядом, чтобы его спросить. Кроме того, чтобы увидеть такого человека рядом, чтобы найти Учителя, нужно самому уже в достаточной мере быть подготовленным, уже встать на путь самосовершенствования.
Но, как я уже сказал, дело в том, что все дело в развитии и, хотя есть цель, главное это путь. И поэтому, хотя и желательно, чтобы был хотя бы один учитель, являющийся примером, образцом , но на пути будет много учителей, каждый на своем уровне, открывающихся и помогающих человеку по мере его продвижения.
Потому что не существует одного ответа на запросы и вопросы души. А есть разные ответы, на разных уровнях. Так, например, если человек страдает от неуверенности в себе, то психолог может посоветовать ему определенные упражнения, которые могут привести его к внешнему решению проблемы. Цель достигнута, психолог сделал свое дело, но задача по настоящему не решена, потому что есть более глубокие пласты личности, лежащие в основе поведения. (Хотя верно и то, что внешние изменения, поступки, могут влиять на внутренние структуры личности) То есть, проблема лишь симптом, внешнее, материальное проявление глубинных пластов. Проблема, болезнь тем и хороша, если так можно сказать, что указывает нам направление, задает вектор в каком направлении нужно работать. Другой психолог попробует вскрыть глубинные мотивы, связанные с детством человека и это тоже будет правильно. Правильно на каком-то уровне.
То есть, проблема не в том, что психолог неправильно трактует состояние и причины болезни, а в том, что не понимает (он, а как следствие и пациент), что это лишь путь, лишь частичное понимание, за которым стоит что-то более глубокое. И следующее, более глубокое понимание, будет более полным по отношению к предыдущему, но частичным по отношению, в свою очередь еще более глубокому и правильному. Реальность души, как и реальность мира доступна лишь Б-гу, но мы можем быть ближе или дальше от нее.  
Это и есть путь – нахождение каждый раз нового ответа, который возникает, в свою очередь, на новый вопрос, на неудовлетворенность предыдущим уровнем (подробнее об этом мы поговорим в главе о самоидентификации личности).
И здесь очень интересно посмотреть, кто выступает в роли психолога в Торе. Если одной из функций психолога мы назовем трактовку снов, то это, конечно же, Йосеф. И качество Йосефа, как написано в святых книгах, это праведность. А что такое праведность? Могут быть разные определения, но в данном контексте, про Йосефа сказано, что он исправил, он был совершенен во всем, что касается разврата.
То есть, только тот, кто сам чист, тот, кто исправил энергию либидо, тот может правильно толковать другого, видеть корень его проблем и давать совет.

Это не означает, что тот, кто не дошел до такого уровня, не может быть наставником и проводником. Надо лишь знать, что поскольку он еще не очищен сам, поскольку «добро и зло» в нем перемешаны, то и его трактовка будет не совершенной. Разница лишь в степени «примеси», в уровне этого несовершенства. 

Комментариев нет: