среда, мая 27, 2015

Шавуот


В Шавуот принято украшать синагогу растениями и цветами. Попробуем понять причины этого обычая. Дело в том, что Шавуот схож в чем-то с Рош а шана. Так говорит Талмуд, объясняя причину по которой проклятия в Торе читают два раза, - один перед Рощ а шана, а другой перед Шавуотом, чтобы проклятия остались в прошлом году. И Талмуд объясняет, что Шавуот также считается началом года, т.к. в этот день проходит суд и выносится решение по поводу плодов дерева. В книге «Шней лухот а брит» говорится, что дерево это дерево душ народа Израиля, а плоды это Тора и заповеди, которые делают евреи и в Шавуот проходит суд сколько Торы получит человек, его понимание и т.д.
Кроме того, в шестой день творения, в Рош а шана, сказано «день шестой» с определенным артиклем «а шиши», что намекает, как говорят мудрецы, на шестое сивана – дарование Торы. Потому что мир с момента сотворения был, как бы, под условием, что евреи примут Тору на Синае, иначе весь мир потерял бы свой смысл. Смысл и цель всего творения было принятие евреями Торы на Синае.
Тора была дана в 3-ем тысячелетии от сотворения мира, а в третий день творения была сотворена суша и растения. Два первых дня соответствуют двум первым тысячелетиям, которые называются «тысячелетиями хаоса». Хаос означает, что все силы находятся в беспорядочном движении, не имея цели. Цель задается Торой в третье тысячелетие.
Итак, в третий день создаются деревья, но, как сказано дальше (Берешит 2:5), что они еще не росли до шестого дня, пока не был сотворен человек и не помолился о дожде. Некоторые комментаторы говорят, что это причина того, что есть заповедь орла и нужно ждать три года, перед тем как можно будет есть плоды.
Интересно, что Моше также был спрятан три месяца и опущен в реку седьмого сивана – в Шавуот. Имя же Моше, как написано в Торе, означает «вытащенный из воды», т.е. он не относится к воде, ко второму тысячелетию, в которое был потоп, не относится к бесформенной, хаотичной материи, а к третьему тысячелетию, к сотворению суши – приданию материи формы.

Подобно этому и плоды наших Торы и заповедей, хотя уже и появились, но три тысячелетия мы не видим, не ощущаем конечный результат, конечного наслаждения плодами своих рук. И только в шестое тысячелетие, когда появится «адам» - Машиах, это станет возможно.  

Комментариев нет: