воскресенье, февраля 26, 2017

Буква аин - ע

Бука аин ע- - шестнадцатая буква еврейского алфавита. Буква аин гортанная подобно алеф, однако более связана с материальностью. Так אור – свет посредством аин превращается в עור – кожу. Это слово можно также прочитать как «ивер» - слепой, потому что в результате греха Адам и Хава потеряли одежды из света, перестали видеть божественный свет мироздания, в котором ясно была видна связь всего бытия с Б-гом и, как бы, ослепли, т.е. «спустились» с уровня видения на уровень слуха, как сказано:  И услышали голос Господа Б-га, проходивший по саду…(Берешит 3:8). И, хотя до этого сказано «и открылись их глаза и увидели, что наги они», там, как раз, речь идет о том, что глаза их открылись на материальное, нагота стала им мешать, в то время, как до греха они были полностью погружены в духовное созерцание и материальные страсти не являлись чем-то отделенным и противоречащим духовному, а все было едино и органично. (Мидраш говорит, что в Торе раби Меира было написано, что Всевышний сделал Адаму и Хаве после одежды из света – אור, вместо того, как написано в обычных книгах – кожаные одежды. Само имя раби Меира происходит от слова «ор» и означает освящающий и о нем сказано, что мудрецы его поколения не могли понять до конца смысл выводимых им законов, т.к. он мог привести 49 аргументов за и 49 аргументов против выводимого закона. И это означает, что он поднялся выше обычного разума, выражающего сомнение и склонность к одной из сторон и раскрывал 50-ый уровень – бина, который не в силах постичь обычный человек в нашем мире и это источник веры. И в его Торе (имеется в виду Тора которую он учил) раскрывался этот уровень -  выше сомнений, происходящих от древа познания добра и зла,- уровень первозданного света.)
Гимматрия аин это 70 и это один из уровней множественности в Торе. Поясним – сказано, что есть 70 основных народов, кроме народа Израиля. В Египет спускаются 70 человек из народа Израиля. Сангедрин состоял из 70 старейшин (и еще один над ними – глава Сангедрина) еще со времен пустыни.
И в кабалистических книгах сказано, что это тайна слова גביע – (гавиа) – кубок (который постоянно фигурирует в истории с Йосефом), где буква ג символизирует трех праотцев, יב (гимматрия 12) – 12 колен Израиля и ע – 70 душ, спустившихся в Египет с Яковом. То есть, аин символизирует распространение, выход наружу и подобно этому и числовое значение слова יין – вино и слова סוד – тайна, также 70 и про это сказано «зашло вино – вышла тайна». Так как под действием алкоголя выходят тайны человека – выходят наружу, т.е. поднимаются из уровня подсознания в  сознание или даже облекаются в слова и действия, т.е. выходят во внешний мир.
Аин обозначает глаз, вид (и вид его как вид хрусталя   ועינו כעין הבדולח-) и источник. И когда одно слово имеет несколько значений – между ними должна быть связь. И если связь между глазом и видом очевидна, то источник, вроде бы, не только не связан, но где-то противоположен по смыслу. Ведь зрение, как бы, пассивно,- глаз принимает свет, отраженный от  предметов и передает изображение в мозг, а источник (в отличие от колодца), наоборот, активен, выплескивая воду.
Можно было бы сказать, что «глаз активен» в том смысле, что, как сказали мудрецы, «глаз видит и сердце желает», т.е. зрение, как бы, пробуждает страсти, но, с другой стороны, в Торе (Ба мидбар 15:39) сказано: «…не следуйте за вашими сердцами и вашими глазами, за которыми вы блудите…». И тут получается обратная последовательность – глаз видит то, что изначально хочет увидеть сердце. Человек не замечает и даже не видит то, что не входит в круг его интересов.
В свитке Эйха, являющемся плачем по разрушенному храму и изгнанию евреев, все стихи находятся в алфавитном порядке, кроме букв пей и аин, находящимися в неверном порядке в большинстве глав.  И как объясняют это мудрецы (тр. Сангедрин 104б): из-за разведчиков, которые говорили о том, чего не видели. Что это означает?
Разведчики, как известно, сначала описывали землю Израиля, соответственно реальности, а потом начали давать свое толкование виденному. Например, мидраш описывает, как, проходя по земле Израиля, они везде видели похороны. И есть два варианта в мидраше – либо это была эпидемия, либо похороны Иова, в которых участвовали все. И, так или иначе, но Всевышний сделал это специально, чтобы жители земли не обращали внимания на чужаков. Разведчики же истолковали это как «земля, пожирающая своих жителей».
Грех разведчиков произошел 9-го ава и он является, как бы, прообразом и предтечей разрушения храма. Есть два основных греха в пустыне, остающимися довлеть над народом и являющимися причинами всех будущих бедствий – грех тельца и грех разведчиков. Грех   золотого тельца произошел 17-го тамуза, а грех разведчиков – 9-го ава. В грехе тельца основными мотивами были идолопоклонство и разврат, как пишет Раши:  «И встали они рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные жертвы, и сел народ есть и пить, и поднялись забавляться»

забавляться (потешаться). Это понятие включает в себя (кроме идолопоклонства также и) кровосмешение, как сказано "насмеяться надо мною" [В начале 39, 17], и кровопролитие, как сказано: "пусть же встанут юноши и позабавятся (сразятся) пред нами" [II Шмуэль 2, 14]. Также и здесь был убит Хур [Шемoт раба 42].
 
И основными мотивами были идолопоклонство  и разврат, а убийство Хура было лишь устранением того, кто мешал им осуществить свои желания. И три эти причины были также причинами, лежащими в основе разрушения 1-го храма. И второй храм был разрушен 9-го ава, но причиной его разрушения стала беспричинная ненависть. Что такое беспричинная ненависть? Это когда у человека уже готов шаблон, стереотип в отношении другого и он «подгоняет» все оценки действий и мотивов другого человека под этот стереотип.
То есть, два этих греха, как бы, противоположны. Первый – грех «страстей», когда реальность «побеждает» волю человека, когда он не останавливается, а идет за своими глазами, игнорируя внутренний мир. И это проявления неисправленного качества хесед, чрезмерного распространения во вне. Второй, наоборот, грех «идеологии», когда внутренняя трактовка событий побеждает реальность. И это грех со стороны гвура – чрезмерной замкнутости  на своем внутреннем мире.
Два глаза, данные человеку, выражают две эти линии. Правый глаз – хесед, дан для того, чтобы видеть хорошее в других, а левый глаз – гвура, для того чтобы замечать свои недостатки. И грех, ошибка происходят тогда, когда происходит «подмена глаз», как было объяснено выше.
Это и означает то, что разведчики упредили «рот глазу», т.е. у них уже был шаблон – предвзятое отношение и они подгоняли реальность под него. В этом и заключается понятие «дурного глаза», т.е. взгляда изначально критически настроенного. Также «дурной глаз» означает фокусирование на мелочах, на негативе, который есть в человеке, и раздувает его до масштаба всей личности.
Про Йосефа сказано, что над ним и над его потомством не властен дурной глаз. Интересно, что Яков, благословляя его говорит: «сын плодовитый Йосеф, сын плодовитый на виду» (Берешит 49:22). И мудрецы говорят на это: «не читай на виду –עלי, а над глазом –עולה. То есть, можно сказать, что, несмотря на то, что он «на виду», т.е. он привлекает взгляд, как говорит Раши, дурной глаз не властен над ним. И благословение, которое получают его сыновья: И подобно рыбам умножатся среди народов земли!(Берешит 48:16). И там и там упоминается плодовитость и дурной глаз -  так же как над рыбами не властен дурной глаз, так он не властен над потомством Йосефа. (И над рожденными в месяц адар, соответствующий знаку Рыб, так же не властен дурной глаз.
Йосеф соответствует сфире йесод – средней линии. Йосеф называется праведником, что также соответствует качеству «кдуша» - святости. Раши и Рамбан по разному объясняют это качество. Раши говорит, что это в основном связано с удалением от всего, что связано с развратом, а Рамбан, что это качество связано с «ограничением себя в дозволенном». Два этих объяснения соответствуют двум линиям – правой и левой, хесед и гвура. И то и другое объяснение связано с ограничением чрезмерного распространения. Ограничение правой стороны связано с ограничением разврата, с чрезмерным желанием распространяться и «отдавать себя», в то время как ограничение левой стороны связано с ограничением зависти и желанием забрать то, что есть у другого. И Йосеф соответствует средней линии – полному исправлению «глаз» - в испытании с женой Потифара было не только исправление греха разврата, но и зависти, как сказано в мидраше, что Йосеф не хотел получать удовольствие от чужого (от жены Потифара), т.е. здесь был также мотив довольствования тем, что есть, противоположным зависти качеством.
И два сына Йосефа – Менаше и Эфраим являются, как бы, раскрытием двух этих качеств. «И нарек Йосеф имя первенцу "Менаше": ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все (в) доме отца моего.   А имя второму нарек он "Эфраим": ибо плодовитым сделал меня Б-г на земле бедствия моего». Т.е. Менаше соответствует исправлению левой линии – исправлению зависти, желанию присвоить все себе и он первый сын, потому что сначала нужно научиться сдерживать себя, ограничиваться и довольствоваться тем, что у тебя есть и только потом можно позволить себе распространение – правую линию, соответствующую Эфраиму – плодовитости. И интересно, что графическое изображение буквы аин ע напоминает линию, склоненную влево, из которой выходят два рога. И сказано, что одна из причин, почему евреи были избавлены из Египта, это потому что они не смешивались с египтянами. И силу всем женщинам дала Сара, взятая в дом фараона, когда он не сумел до нее дотронуться, а силу мужчинам дал Йосеф, выстоявший в испытании с женой Потифара. То есть Йосеф, как бы, ограждает весь Израиль, давая им силу одновременно устоять и не выходить за свои границы, не засматриваться на чужое и, при этом, плодиться и размножаться, как сказано: И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение.   А сыны Исраэля плодились и воскишели и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась земля ими (Шмот 1:6,7).
Йосеф, как мы сказали, соответствует сфире йесод, относящейся к исправлению полового влечения. Слово йесод содержит в себе также слово «сод» - тайна. И есть связь между двумя этими понятиями. В обоих случаях речь идет о «раскрытии сокрытого», так, например, о тайнах мироздания – « маасе меркава» сказано, что говорят только наедине с учеником, способным понять намеком и это подобно интимным отношениям, которые должны быть сокрыты от глаз. То есть, есть тайны «низшие», так сказать тайны животной души, инстинкты и пр., которые должны быть сокрыты, а есть «высшие», тайны божественные. И также как есть выражение «насытили глаза свои наготой» (тр. Шабат), есть выражение «насытили глаза свои сиянием Шхины» (Мидраш раба, ба мидбар 2:22), т.е. посмотрели туда, куда смотреть было запрещено. Это сказано о сыновьях Аарона – Надаве и Авигу и о старейшинах, которые были на горе Синай:  «И узрели они Б-га Исраэля, и под ногами Его словно изделие кирпича сапфирового и как само небо по чистотеА на знатных (из) сынов Исраэля не простер Он руки Своей не простер Он руки Своей.
 и созерцали они Б-га, и ели и пили» (Шмот 24:10,11). И отсюда мы видим, что полагалась им наказание, но Всевышний отложил его, потому что не хотел портить день дарования Торы.
И то же сказано о Эвеле, когда он принес жертву и огонь спустился на нее, что он насытил глаза свои светом Шхины. И поэтому Моше, который был реинкарнацией Эвеля, закрывает лицо, когда Всевышний открывается ему в горящем кусте. Ицхак также должен был исправить тот грех Эвеля и поэтому он в 37 лет был принесен на жертвеннике – гиматрия Эвель = 37, и три года потом пребывал либо в ешиве Шема и Эвера, либо в эденском саду, а потом, в сорок лет женился, как бы, вернулся в мир, как раз в том возрасте, когда умер Эвель. Но поскольку он также «насытил» - זן свои глаза видом Шхины, то ослеп (это лишь одна из причин слепоты Ицхака) и был слепым 57 лет – числовое значение слова זן – «насытил».
Йосеф должен был исправить Ицхака. В книге «Мегале амукот» сказано, что Йосеф вышел из темницы в день смерти Ицхака (в Рош а шана). И гимматрия слова בור – яма (темница) равна числовому значению имени Ицхак יצחק – 208. Ицхак умер в 180 лет (интересно, что гимматрия עינים – глаза равна 180) и не видел 57 лет своей жизни. И в день смерти Ицхака Йосеф выходит из темницы – из темноты на свет, т.е. он исправляет «левую линию» - гвура, линию сдержанности Ицхака и  теперь может «видеть». Йосеф соответствует сфире йесод, которую можно понять как йуд – сод – י-סוד (сод – тайна), т.е. теперь он «исправил зрение» и может видеть тайны Всевышнего.




Комментариев нет: