четверг, июня 01, 2006

Мидраш о дарование Торы

Мидраш повествует, что перед тем как дать евреям Тору Б-г предлагал ее всем народам. Сначала Он обратитлся к сыновьям Ишмаэля. Спрсили они Его что там сказано. Сказал Он им – не укради. Сказали они – не можем мы, ведь о нашем прародителе сказано “рука его на всех”. Обратился Всевышний к сыновьям Эсава. Спрсили они – что там написано. Сказал Он им – не убей. Не можем мы принять Тору, ведь о нашем прародителе сказано “ мечрм своим будешь жить». Обратился к потомкам Лота. Спросили они – что там написано. Сказал Он им – не прелюбодействуй. Не можем мы принять, ответили они, ведь весь наш народ произошел в результате прелюбодеяния. Обратился Б-г к евреям. Ответили они – «наасе ве нишма» - будем исполнять и слушать.
Мидраш этот довольно понятный с первого взгляда вызывает несколько вопросов. Во первых почему Всевышний каждому говорит то, что ему труднее всего будет принять. Ведь тот кто хочет продать другому вещь будет сперва описывать ее достоинства, а лишь потом недостатки. Если же Он не хотел отдавать им, то зачем Он им предлагает? Во-вторых, почему евреи не интересуются что там нписано, ведь не раз были случаи, когда еврейский народ преступал заповеди Торы и восставал против Б-га? В третьих, как это сочетается с Мидрашем о том что во время получения Торы Б-г поднял над народом гору и сказал, что если они не примут Тору, здесь будет их могила? Зачем вообщебыло обязывать, если народ уже выразил свое согласие? В четвертых, все заповеди от которых отказываются народы, есть в числе семи заповедей сыновей Ноаха, то есть народы мира и так обязаны их соблюдать. Что же, в данном случае, означает их отказ?
Попробуем в этом разобраться. Естественно предположить что разница в ответах евреев и народов происходит от разного их отношения. То что народы спрашивают «что там написано» уже показывает их отношение, ч то возможен торг, а где есть торг там выгода. Поэтому Б-г сразу говорит им о том что им не подходит. Но евреи вообще не начинают с вопроса, более того они начинают со слов будем исполнять. Действие первично, понимание вторично. Действие не будет ограничено пониманием. Почему? Ну, как минимум потому что понимание человеческое ограничено и должен присутствовать элемент веры, что Он знает как нужно, так умный ученик, не всегда понимая приказы своего наставника, все же следует им, доверяясь мудрости последнего. Более глубоко, в таком отношении тоже присутствует некая выгода, человек следует за наставником потому что он умен и знает что это того стоит. Настоящая вера лишена всякой личностной окраски, чужда всякой выгоде. Человек следует за Б-гом не потому что Он мудрее, а потому что таково Его желание, будь оно даже лишено всякого смысла и всякой выгоды для человека.
Зачем же после этого понадобилось еще поднятие горы? Здесь корень и всей морали и отношений человека с Б-гом. Мораль это обязанность, а обязанность может исходить извне. Поясним оба положения. Если человек выбирает поступить так или иначе, часто его решением руководит личная выгода. Но если это же будет руководить его моральным выбором , то это уже не мораль. Это аксиома того кто верит что есть абсолютная, обязывающая мораль. То есть моральный поступок является обязанностью, а не прихотью. Человек выбирающий между выгодой и выгодой несвободен, он замкнут в круге своего я, своей природы. Следуя же за обязанностью, вопреки (хотя не обязательно) своей природе мы осуществляем по настоящему свободный выбор. Это звучит как парадокс – именно обязанность делает нас свободными. Если же этот, выражаясь языком Канта, категорический императив исходит изнутри человека, то он не может все же выйти за собственные границы. В конце концов это он сам себя обязал. Настоящая обязанность должна исходить извне, из божественного приказа. ( нельзя в этом не признать правоту утверждения Маркса, определившего свободу как осознаную нербходимость) В сущности, необходимостью является все вокруг нас, исходя из самой необходимости нашего существования ибо « не по своей воле ты родился и не по своей воле ты живешь». Еврейский народ у горы Синай выбрал жить на еще более высокой ступени обязанности, выбрав 613 обязанностей вместо семи. Чтобы подняться на этот уровень требовалось согласие народа, но потом обязанность должна была придти извне. Это и есть «поднятие горы». Народы мира тоже обязаны выполнять семь заповедей, но обязанность их другого рода, их связь с Б-гом похожа на связь ученика с наставником, как о том говорилось выше, это больше, говоря словами одного из комментаторов, предписания врача, нежели приказы царя. То что они спрашивали « что там написано» показывает на суть их связи, их отношений с Б-гом и их вопрос, как и их ответ свидетельствовал о том что тот, другой уровень отношений им не доступен. Полной самоотдачи у них быть не может так как это противно их природе. Только дети Авраама, Ицхака и Якова, благодоря их (праотцев) заслугам смогли встать на этот, качественно новый, уровень отношений. Будем делать и послушаемся, сказали они, поставив исполнение перед пониманием не только по времени, но и качественно, потому что не понимание смысла заповедей, а значит личностное начало и выгода лежит в основе лежит в основе этих отношений, а полное самопожертвование ради Его воли.

Комментариев нет: