суббота, ноября 01, 2008

Глава Ноах

Раби Шнеур Залман из Ляд говорил, что нужно «жить со временем». Это означает, что каждый месяц, день и час ставят перед нами определенные задачи, каждая недельная глава влияет и отражается в жизни человека.
Первая глава, читаемая нами в месяц мархешван это глава Ноах. И это не случайно. В главе Ноах описывается потоп, который Б-г послал на землю за грехи людей. И начался потоп тоже в месяц мархешван. Обычное название этого месяца просто хешван, а «мар» означает либо горечь, либо капля. Горечь – потому, что в этот месяц совсем нет праздников, горечь оттого, что произошел потоп, капля – оттого, что в этот месяц мы начинаем просить о дожде.
Тора, это не просто собрание историй о прошлом. В каждом рассказе Торы, в каждой фразе есть указание для каждого человека. Потоп это не только «тот самый потоп», произошедший тогда, а это еще и потоп, который происходит в это время каждый год. Каждый год заканчиваются праздники месяца Тишрей: Рош а шана, Йом кипур, Суккот и Шмини Ацерет, праздники, где мы находились под сенью Всевышнего, и мы отправляемся в «открытое плавание» каждый к своим делам и заботам. Начинается «потоп» ежедневного будничного труда, потоп, в котором легко «утонуть» забыть о Б-ге, отдалиться от Него, смотреть на мир, как будто все в нем идет по установленным законам природы, само собой.
От чего произошел потоп? Люди того поколения неправильно расценили и использовали милосердие Всевышнего, которое Он на них излил. У людей того поколения все было в избытке, они не болели, не испытывали нужды и жили невероятно долго по современным меркам. Но они не оценили этого правильно. Милосердие они расценили как вседозволенность, и мир погряз в разврате. И тогда Всевышний воздал им «мерой за меру». Вода, являющаяся символом милосердия, дарующая жизнь, тоже вышла из своих границ и затопила мир.
Что нужно сделать, чтобы спастись от потопа? Нужно войти в ковчег. Ковчег на иврите «тева», что также означает «слово». Магид из Мезрича так и учил, - чтобы спастись от потопа будничности нужно «войти в слово» - т.е. нужно войти в молитву. Молитва отрывает нас от будничных дел, возвышает нас над ежедневной действительностью. Три раза в день еврей предстает перед Всевышним и забывает о материальном мире. Но в молитву нужно войти. Это означает, что погрузиться в нее нужно полностью, а не оставлять дверь открытой, чтобы через нее хлынули воды потопа. Когда мы молимся, мы не должны полностью отрываться от материальности, но соеденить материальное и духовное. Что это значит? Во-первых, это означает, что все наши насущные проблемы мы должны «взять с собой» в молитву. Все, что нам мешает и досаждает, все проблемы материальные и духовные, - все это нужно направить к Б-гу, не отрывать от Него, а наоборот, понять, что все проблемы и недостатки, а также их решение только от Него.
А во-вторых, даже после окончания молитвы, ее влияние следует распространить на весь день, так чтобы, даже занимаясь обычными делами, человек помнил и чувствовал, что он постоянно находиться перед царем царей, Всевышним, благословен Он.
Тогда не воды потопа хлынут на землю, а дождь благословения и «марут», горечь этого времени обратиться в сладость в капли дождя, означающие изобилие духовное и материальное.






Галаха

Выйдя из ковчега и пережив потоп, Ноах получил от Всевышнего законы, для всего человечества, которые получили название «семь законов сыновей Ноаха». Эти законы обязывают всех не евреев (для евреев существуют 613 заповедей) во все времена. Перечислим их: 1. Заповедь верить в единого Б-га и не поклоняться другим богам. Включает в себя запрет придумывать новую религию, культы и т.п.
2. Запрет проклинать Б-га. Означает, необходимость смиренного принятия как добра, так и кажущегося зла. 3. Запрет убийства. 4. Запрет прелюбодеяния ( с родственниками и замужней женщиной). 5. Запрет воровства. 6. Запрет есть часть от живого. Имеется в виду запрет есть от животного, пока оно не было умерщвлено и включает в себя запрет на жестокое отношение к животным. 7. Обязанность устанавливать суды, следящие за исполнением этих законов и регулирующие отношения между людьми.
Нужно добавить, что принимать эти законы нужно из-за того, что Б-г в Торе повелел их исполнять, а не по какой либо другой причине, например, по соображениям личной морали.
Человек, исполняющий семь законов сыновей Ноаха, причисляется к праведникам народов мира и у него есть удел в будущем мире. В наше время существуют ряд общин в США и России, которые приняли на себя эти законы и придерживаются их.
Следует также заметить, что несмотря на то, что не еврей не должен изучать Устную Тоу, ему можно и даже обязательно изучать законы сыновей Ноаха


Сказано: «И берегите очень души ваши». Однако, традиция говорит о том, что говорится здесь о бережном отношении к телу.
Один из учеников Великого Магида постился целыми неделями – от субботы до субботы. Когда Магид сделал ему замечание, он ответил: «Для меня важнее мой долг перед душой, нежели перед телом».
– Кто сказал тебе, что надо кушать ради тела?! – удивился Магид. – Когда ты кушаешь, ты исполняешь духовный долг перед учениками. Им нужны не только книги, им нужен здоровый ребе.
Рабби Лейб Соррес говорил: – Что это за профессия такая – проповедник?! Он поучает народ Вс-вышнего, произносит пламенные речи?! Но что значит «произносить поучения»?

Человек должен стремиться к тому, чтобы не слова его, но вся жизнь была «поучением», чтобы люди видели милость Вс-вышнего в его делах, а не в его словах, чтобы хотели подражать его поведению.
Он сам должен уподобиться молчаливым Небесам, о которых сказано: «Нет языка и нет слов, не слышен голос Небес, но по всей земле – предначертание Их, и до пределов вселенной – речения Их».
По настоящему проповедовать можно только молча!
Шабат шалом!

2 комментария:

Antidos комментирует...

Название этого месяца - мархешван - есть единое, монолитное арамейское слово, вычленять часть которого ("мар-") ради извлечения некоей "горькой" (от ивр. слова "мар") подоплеки этого месяца (напр., так как в нем отсутствуют праздники) - просто нелегитимно. ...Да и куда ему до месяца ав! :)

...Да и не один он такой "беспраздничный"...

(c) Ури Суперфин

Давид А. комментирует...

Я, уважаемый, не из своей головы это выдумал, а из слов мудрецов. А им лучше знать чем Вам. Хотя бы потому, что они по времени тоже к Вавилону ближе.
Насчет праздников замечание верное, но имеется в виду, что нет в этом месяце никакой даты, даже плохой в данном контексте. Даже плохая дата это возможность остановиться, задуматься, а следовательно спастись от "потопа". а мархешван это просто потоп - обыденность.