суббота, ноября 01, 2008

Чем отличается Симхас Тора от Шавуота

Праздник Симхат Тора - праздник в честь окончания годичного цикла чтения Торы, отмечается в праздник Шмини Ацерет. И тут возникает вопрос – почему мы не приурочиваем окончание Торы и начало нового цикла к празднику Шавуот – дню дарования Торы?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала вспомнить, что дарование торы было два раза. Первый раз, когда весь народ присутствовал у горы Синай и каждый еврей удостоился божественного откровения. После этого Моше рабейну взошел на гору и пробыл там сорок дней, после чего спустился со скрижалями завета. Там он обнаружил, что евреи сделали золотого тельца и разбил скрижали. После этого Моше взошел на гору еще на сорок дней, чтобы умолять Всевышнего отменить суровый приговор народу. А потом, с 1-го элуля по 10 –ое тишрея (йом кипур), он пробыл там еще сорок дней,Э чтобы вернуть прежнее расположение Всевышнего. Тогда, 10-го тишрея, Моше получил две другие скрижали.
В книгах комментаторов объясняется, что во время первого дарования Торы еврейский народ был на уровне цадиким – праведников, а во время второго дарования на уровне баалей тшува – раскаявшихся. Какой из двух этих уровней более высок? С одной стороны у праведника нет греха. С другой - наши мудрецы говорят, что там, где находятся раскаявшиеся, даже совершенные праведники не могут устоять.
Попробуем привести еще несколько примеров для разъяснения. Какой из двух храмов был возвышенней? С одной стороны Талмуд говорит, что во втором храме отсутствовали пять вещей, там не было ни пророчества, ни скрижалей завета. Однако в другом месте Талмуд говорит, что второй храм возвышенней, как об этом говорилось еще в пророчестве, и выразилось это в том, что он был выше первого и простоял на десять лет больше. Возникает вопрос – неужели Талмуд не находит лучших критериев для измерения святости чем размер и время? Сколько зданий в мире, которые и стоят дольше, чем стоял иерусалимский храм и по размерам намного превосходят его, но, тем не менее, никому не придет в голову сказать, что они более возвышенны и святы чем храм.
Чтобы прояснить все это приведем еще один источник. На этот раз это будут мишны из трактата «пиркей авот». Там сказано, что у раби Йоханана бан Закая было пять учеников, у квждого из которых было какое –то особое достоинство. В частности там сказано, что рабт Элиэзер Бен Оркенос сравним с колодцем, покрытым известью и не теряющим ни капли, а раби Элиэзер Бен Арах сравним с постоянно прибывающим источником. Потом мишна говорит, что если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов, а раби элиэзер Бен Оркенос на другой, то он перевесит всех. Потом мишна говорит, что если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов и раби Элиэзер Бен Оркенос с ними, а раби Элиэзер Бен Арах на другой, то он перевесит всех. На лицо явное противоречие – кто же кого перевесит?
Попытаемся понять это через пример. Представим себе какого – ни будь мальчика, живущего в отдаленной глухой деревни вдалеке от мира. Представим себе, что он этакий вундеркинд, самородок и с помощью самостоятельных занятий и размышлений ему удалось освоить математику на уровне шестого класса школы ни с кем не занимаясь и без всяких пособий и учебников. А теперь сравним с ним обычного ученика, окончившего среднюю школу. Кто из них знает математику лучше? Ответ: смотря на что мы смотрим. Если мы смотрим на реальные знания, то у того, кто окончил среднюю школу они несомненно выше. Но если мы смотрим на человека, на его способности, то конечно выше тот, кто пришел, пусть к меньшим знаниям, но самостоятельно. То же самое и здесь. Раби Элиэзер Бен Оркенос – колодец ни теряющий не капли. С точки зрения Торы, знания Торы, мыслей и объяснений – он выше, потому что он прямой приемник своих учителей, великих мудрецов прошлых поколений. Но раби Элиэзер Бен Арах – источник, в отличие от колодца, источник сам дает воду, т.е. с точки зрения личного развития раби Элиэзер Бен Арах выше. Так что две эти мишны не противоречат друг другу и не спорят – весь вопрос лишь в том, на что мы смотрим.
То же самое в том, что касается двух храмов. Если мы смотрим на «результат», на святость и ступень откровения, которая была в храме, то, несомненно, первый храм был выше. Но если мы смотрим на человека, на «пробуждение снизу», то второй храм превосходил первый в этом плане. Вспомним, что второй храм был построен вернувшимися из вавилонского плена, после чуда Пурима и раскаяния всего народа, которое было равно, как говорят наши мудрецы, получению Торы. Потому то и критерии, которыми пользуется Талмуд при оценке храма материальные, принадлежащие этому миру – размеры и время.
То же самое в том, что касается первых и вторых скрижалей. Первые скрижали были написаны перстом Б-га. Если бы не было греха золотого тельца, то Тора «первых скрижалей» была бы неизмеримо выше. Вторые скрижали были начертаны Моше, как сказано «псоль леха» - изваяй себе. Но вторые скрижали были даны после раскаяния народа и поэтому в, чем-то, это второе получение Торы было выше. Первый раз Моше поднялся на гору даоьше всех, потом стоял Агарон, потом коэны. Но во время дарования вторых скрижалей только Моше было дозволено подняться на гору. Такжк про скот, во время первого дарования сказан запрет не подниматься, а во время второго скоту нельзя было пастись даже напротив горы.
Первое дарование это было дарование для праведников. Во время Песаха мы уничтожаем хамец – наш ецер а Ра – дурное начало. После этого у нас есть семь раз по семь недель (семерка символизирует гармонию этого мира). То есть после того, как положена основа в «сур ми Ра» - отдалении от греха, мы начинаем «асе тов» - делать добро. Мы исправляем свои качества характера, совершенствуем, оттачиваем их. После этого мы готовы к получению Торы на пятидесятый день – над природой.
Но есть и второе получение Торы – в Симхат Тора. Это дарование Торы для баалей тшува – раскаявшихся. Песаху в данном случае соответствует Йом Кипур и это понятно, ведь если для начала работы праведнику следует отказаться лишь от немногого (хамец), чтобы удалиться от ецер а Ра, то пришедшему раскаяться, погрязшему в грехе, требуется первоначально полное отстранение от материальности.
Затем следует Суккот – семь дней – поскольку Тора и заповеди уже даны, то и исправление в рамках природы, тоже должно происходить по Торе, в отличие от времени между Песахом и Шавуотом, которое относится к «дерех эрец кадса ле Тора» - исправлению до Торы. Раскаявшийся должен сначала полностью войти в мир заповедей,- это символизирует сука, где человек находиться полностью, даже со своими вещами. Кроме того, он связывает себя со всем народом Израиля – заповедь четырех видов растений, что, во-первых, не дает ему отчаяться, показывая, что без грешника не возможно единство народа Израиля, а во-вторых, приближает себя к праведнику, которого символизирует этрог, потому что «пленник не может сам себя вытащить из тюрьмы», как написано в книгах, и ему нужен проводник.
После этого человек готов к получению Торы, на восьмой день (восьмерка – над природой). Однако это уже другое получение Торы – в Шавуот мы открываем Тору, мы читаем десять заповедей, в Симхат Тора мы заканчиваем и начинаем ее. В Шавуот мы прикасаемся к смыслу Торы, в Симхат Тора к ее сути. Поэтому вынимаются все сыитки Торы, даже не кошерные, поэтому мы танцуем с ней, мы становимся ногами Торы. Бааль тшува не всматривается в частности, он охватывает общее – начало и конец.
Поэтому и не требуется столько времени – неделя на очищение и сорок девять дней на подготовку. У бааль тшува нет времени,- он приходит слишком поздно, чтобы начать работу с деталей. Но ему дана власть над временем, как сказано «еш коне оламо бе шаа ахат» - есть обретающий свой мир за один час. В один час, в одно мановение ока, бааль тшува охватывает все прошлое и возвышает его.

Комментариев нет: