среда, июля 15, 2009

Психология тшувы

Ашем мелех, Ашем малах, Ашем имлох леолам ва эд – Г-сподь царствует, Г-сподь царствовал, Г-сподь будет царствовать во веки веков.

Мы видим здесь три времени. Обычно известно, что прошлое – авар соотносится с грешниками – аварьяним, настоящее с бейноним – средними и будущее с праведниками. Также это соответсвует трем праотцам: Авраам а иври – главной его целью были грешники, он спускался (хесед) вниз чтобы поднять их. Ицхак – праведник, он весь принадлежит будущему миру, миру исправления, после жертвоприношения он получил душу из мира после воскрешения мертвых. И, наконец Яков – средний, он находится в мире изгнания, в галуте, во тьме и должен бороться, как он боролся с ангелом. Также и средний, как известно из Тании призван бороться всю жизнь и в этом его задача, покорять зло силой, а не обращать его в свет, как это делают праведники.
С другой стороны, три уровня решения проблемы, как это показано в учении Бааль Шем Това – «хаш маль маль» или «подавление, отделение и услащение», все эти три уровня доступны всем, а, значит и средний и даже грешник могут тоже достичь уровня »услащения», который означает возможность превращения тьмы во свет, психологической проблемы в нечто нужное и позитивное для человека.
Ну, на этот вопрос ответить не так сложно. Дело в том, что разделение на грешников, средних и праведников это разделение общее, но в частностях и у среднего и у грешника даже могут быть уровни, на которых они равны праведникам. (С одной стороны, обратное невозможно, - праведник он праведник во всем, праведник по сути и нет в нем частностей равных грешнику, с другой, известно, что то, что у грешника открыто и сильно, у праведника находится в зародыше.)
Но в приведенной нами в начале данной заметки фразе, на первое место ставится настоящее время.
Дело в том, что здесь речь идет не о грешнике, который скован своим прошлым и не может из него выйти, а о среднем, который сделал первый шаг и разорвал свою связь с прошлым. Это и есть в данном случае первый уровень «подавления». Он весь в настоящем, ему важно действие, а не его духовный уровень. Он утверждает: Г-сподь царствует, здесь и сейчас. По отношению к грешнику, который не видит в настоящем Б-га, это уже большой шаг вперед, это начало работы. Однако, по отношению к своему духовному уровню, по отношению к своей внутренней связи с Б-гом, он не видит Творца в своей внутренней реальности. Б-г для него царь, но царь сам по себе, он признает факт, но не чувствует его в своей жизни.
Второй уровень – «Б-г царствовал», соответствует уровню «отделения». Здесь человек начинает совершать настоящую тшуву (раскаяние), а тшува от слова лашув –возвращаться, т.е. он начинает исправлять свое прошлое.
Любимая и множество раз пережеванная идея фантастов о машине времени, является не просто игрой воображения, а за этим стоит некая психологическая функция. Спросим себя – что так привлекает людей в этой идее. Сама возможность заглянуть в прошлое отдает пошлым любопытством. Любое познание прошлого, которое нельзя использовать для изменения настоящего – лишь пустой и ненужный балласт. Следовательно, именно идея изменения прошлого манит людей или наоборот, невозможность его изменить отягощает их. Прошлое, которое уже совершено и ничего невозможно исправить – идея эта настолько страшна, что человек многое отдал бы за создание такой машины. Но оказывается, что не нужно изобретать колесо. Такая машина уже создана и создана она еще до сотворения мира, как говорят наши мудрецы. Машина эта называется «тшува», что в переводе означает раскаяние, а в дословном переводе «возвращение». С помощью тшувы у человека есть возможность исправить прошлое, повлиять на него, причем в зависимости от качества тшувы, изменяется и влияние. Так, если тшува сделана из страха (перед наказанием, например), то умышленно совершенные грехи человека, засчитываются ему как ошибки. А если тшува совершенна из любви, т.е. если человек подходит к своему прошлому не как к отягощающему грузу, который необходимо устранить, а готов принять себя самого, потому что видит в себе, в своем прошлом Творца, тогда его грехи становятся заслугами. Оказывается, прошлое не просто не статично, оно изменяется каждый день вместе с настоящим.
Итак, на втором уровне человек «впускает» Б-га в свою жизнь, в свое прошлое, в свое подсознание, потому что подсознание настроено на прошлое. Он готов заняться собой, посмотреть себе в глаза, но здесь еще нет самого главного – единства. Он все еще разделен на прошлое и настоящее, на себя «здесь и сейчас» и на себя в прошлом, которое нужно исправить.
Третий уровень решения проблем это «амтака» - «услащение». Это не то, что понимается как сублимация. Сублимация не есть единство, а лишь использование энергии из одной области в другую. Но в сублимации не затрагивается корень, поэтому она больше относится ко второму уровню. В отличие от этого, на третьем уровне царит единство, тьма превращена в свет, человек открыл то, для чего на самом деле была сотворена тьма. Тьма, проблема, невроз, грех изначально были даны для раскрытия в них самих света. Раскрытия единства Творца. На этом уровне прошлое становится не балластом, который нужно превратить в что-то, что не будет мешать двигаться, а топливом, которое помогает движению. Во всем прошлом, в самих грехах человек видит Творца и тогда он способен высказаться, т.е. передать свой опыт другим. Это есть третья часть фразы: Г-сподь будет царствовать во веки веков, т.е. достигнув этого уровня человек видит во всем Творца и из мира временного и непостоянного приходит к вечному и непрекращающемуся.
Праведник может жить на этом уровне всей своей личностью, но и для остальных есть возможность в отдельных точках подняться на этот уровень, исправить себя и жить уже сейчас в мире избавления.

Комментариев нет: