четверг, июля 09, 2009

Итбоненут – еврейская медитация

Сразу оговорюсь, что еврейская медитация не имеет ничего общего с восточной. На востоке нужно «вскрыть» сознание, уйти от него. Уврейская медитация, наоборот, подразумевает активное использование сознания для влияния на человека. Это, конечно, лишь в самых общих чертах.

Если бы меня попросили свести всю суть в иудаизма даже не в одну фразу, как это сделал Гилель, а в одно слово, то я не задумываясь назвал бы слово «итбоненут». Что такое итбоненут? – это размышление, но не внешнее, а всматривание в предмет до тех пор, пока этот предмет не становится частью твоего внутреннего мира, твоего я и начинает действовать не извне, а изнутри. Одно из самых удивительных явлений человеческой психики, это связь между философией и психологией, если можно так выразиться, связь между тем, во что человек верит или о чем размышляет и тем, что он чувствует. На языке кабалы это называется ХаБаД влияет на ХаГаТ. И это явление во всех его проявлениях и тонкостях – краеугольный камень течения ХаБаД.
Это означает, что мироощущение светского, например, человека и человека верующего в Б-га – это два совершенно разных мироощущения, два мира и как они вообще могут найти общий язык – само по себе чудо. Любое изменение в психологии может придти двумя способами – извне и изнутри. Путь извне основан на фразе «за действиями тянется сердце». Действительно, если грустному человеку дать послушать веселую музыку, ему станет веселее. Этого подхода придерживается течение «мусар» - еврейская этика. Мусар происходит также от слова леасир, - снимать, отодвигать. Действительно, этот подход снимает стресс, переводит отрицательную энергию в положительную, совершает сублимацию, но это еще не коренное решение проблемы. Ведь изменен только частный случай, только накопившаяся негативная энергия, но сама проблема не решена, а если решение не коренное, а временное, то это не настоящая «правда», потому что критерием истины, как написано в Тании, является постоянство. Искоренить проблему возможно лишь изнутри и только через «итбоненут».
Вся система Хабада построена на изменении внутреннего состояния в зависимости от видов итбоненут. Чем выше итбоненут, то есть чем выше уровень рассматриваемого предмета, тем более высокие и тонкие пласты души будут затронуты.
Причем итбоненут затрагивает не божественную душу – она то всегда связана Б-гом, а именно животную. То есть, конечно, настоящее я человека это божественная душа, его высшая сущность и именно ей были даны заповеди. Но также, как материальные заповеди невозможно исполнить без использования материи и физического тела, также духовные заповеди, такие как любовь к Б-гу, страх перед и физического тела, также духовные заповеди, такие как любовь к Б-гу, страх перед Ним, а также интеллектуальные заповеди познания Б-га (да элокей авиха) – все они выполняются с помощью животной или разумной души. Именно так выполняется главная цель творения – сделать Творцу, благословен Он жилище в нижних мирах. Нижние миры это и сама материя и животная душа и разум. Все это средства, с помощью которых божественная душа действует в этом мире.
«И возлюби Г-спода Б-га своего всем твоим сердцем и всей душой твоею и всем твоим имуществом» - к кому обращены эти слова – к божественной душе? – но она и так любит Б-га и неразрывно связана с Ним. Все три перечисленных этапа – сердце, душа и имущество – это три этапа любви, раскрывающихся в животной душе. И не здесь место говорить о разнице между тремя уровнями, но спросим лишь – как это достигается? Разве можно приказать любить? Ведь любовь это чувство, а чувства неподвластны нашей воле?
Есть три уровня ответа на этот вопрос. На первом уровне ответ звучит так: действительно, приказать любить нельзя. Но само понятие любовь должно проявляться в реальных действиях. Б-г и не просит абстрактной любви. Обратим внимание что написано дальше: повяжи на руку свою…говори их…напиши на косяках дома…Любовь выражается в действии. Любовь, не выраженная в действии ничего не стоит.
Второй уровень уже относится к самому духовному уровню. Само чувство имеет ценность в глазах Б-га, чувство определяет духовный уровень человека. Но как достичь чувства? - повяжи на руку свою…говори их…напиши на косяках дома…то есть, через действие придешь к чувству.
Третий уровень ответа это итбоненут. Через размышление, всматривание в божественность (разные виды размышления) пробуждается чувство, потому что «мозг по природе своей владеет сердцем».
Хотя есть бесконечное количество тем для итбоненута, но размышления о божественности можно свести к трем общим видам: «итбоненут о мемале коль альмин, совев коль альмин, и кулей лефаней ло хашив» - итбоненут, как Он наполняет все миры, окружает все миры и все перед Ним как бы не существует.
Каждый вид итбоненут рождает, как мы уже сказали соответствующие чувства. Начнем с первого – «наполняющий все миры». Самое простое объяснение этого уровня, это размышление о создателе через создание. Даже на простом физическом уровне – мы всматриваемся, вдумываемся в то, насколько прекрасен, удивителен и сложен мир вокруг нас и понимаем через это насколько же невообразимо мудрее и возвышеннее должен быть тот, кто все это создал. Кроме того, человек постигает, что все удовольствия этого мира созданы Творцом и идут от Творца. Таким образом, у него пробуждается в душе желание прилепиться к Творцу, желание тоже эгоистическое, но уже исправленное. Это человек на высоком уровне, который очистил себя настолько, что понимает, что нет ничего в мире лучше и приятней близости к Творцу, лучше для него, как сказано в Псалмах «близость к Б-гу приятна мне». Таким образом, достигается первый уровень любви – всем сердцем твоим – двумя половинками сердца и добрым и злым началом. Злое, эгоистическое начало не будет противиться, ведь оно видит, что это хорошо для нее. Это «убеждение» животной души может происходить тоже двумя способами. Один через отрицание, второй через утверждение. Можно придти к любви к Б-гу через понимание бренности, суетности и никчемности всего сущего. Через отрицание одного, приходишь к признанию другого. Можно изначально наполнить себя светом, при котором сразу становится ясно, что чего стоит.
Этот итбоненут еще не может породить уровень «всей душой твоей – так чтобы ты отдал душу». Ведь, в конечном счете, животная душа хочет того, что хорошо для нее и на этом строится ее любовь. Потерять себя она не готова, ведь наслаждение ей доставляет близость к Б-гу так, как Он постигается ею в теле.
Итбоненут в «окружающий все миры» может породить более высокую любовь – «бе коль нафшеха». Это итбоненут связан со светом Всевышнего не облачающимся в этот мир, так как он выше Его. (Естественно, нужно отметить, что на самом деле нет никакой разницы в свете Всевышнего, так как Он един, а вся разница только по отношению к творениям) Когда человек соприкасается с бесконечностью, с тем, что неизмеримо выше всех миров, то и чувства, рождающиеся у него в душе не будут связаны с миром. Он готов будет отдать свою душу ради того, чтобы ни на мгновенье не прерывать связь с источником жизни.
Что же может быть выше этого? Вроде бы ничего. Но в Шма Исраэль мы упоминаем еще и третий уровень «бе коль меодехо» - всеми качествами или всем имуществом твоим. Вроде бы и качества и имущество вещи внешние по отношению к сердцу и душе, о которых говорилось прежде. Но в этом же и ответ – сильнейшее чувство, это чувство, которое будет ощущаться на всех уровнях, даже самых далеких. Первый уровень «всем сердцем» связан с миром. Второй «бе коль гафшехо» - с уходом от него. Но отдать жизнь за Б-га, это всего лишь минута. Гораздо труднее объединять жизнь с постоянным «освящением имени», не умирать на костре, а «жить на костре». Это выражает третий уровень. Он происходит из итбоненут в ацмут Всевышнего, то, как «все перед Ним как бы не существует». Все теряет свою цену и низшие и высшие миры. Ничто не имеет самостоятельной ценности, а только ту, которую придал ей Всевышний по своему выбору. А выбор этот был «создать Ему жилище в нижних мирах». Этот итбоненут объединяет конечное и бесконечное, потому что Ашем по сути своей выше бесконечности тоже, мы вообще не можем дать Ему какое-то определение. И этот уровень равно распространяется на мир , также как и на желание уйти от него, прилепиться к Творцу. Потому что по-настоящему прилепиться к Нему возможно лишь будучи полностью покорным Его воле, будучи «растворенным» в Нем. А Его воля это «жилище в нижних мирах». И эта воля распространяется на весь мир, на всю жизнь без остатка, проходит по всем кровням. Именно поэтому этот итбоненут может привести к «бе коль меодеха» - всем качествами или всем имуществом.
Мы посмотрели лишь один пример, как итбоненут порождает чувства, устанавливает истинный духовный уровень человека. Остается только, чтобы это не оставалось в идеи и на бумаге, а мы смогли бы, действительно «работать», трудиться. Потому что работа над собой это главная работа и цель сотворения человека, а итбоненут – ее основной составляющий, ее главный фактор. Конечно, что сам итбоненут должен быть «по правилам» иначе, как написано в Тании «не породит он ничего, кроме фантазий».

Комментариев нет: