суббота, июня 26, 2010

Балак

В чем грешность Билама, о которой так много говорят? Вроде бы, на протяжении всей главы он только и делает, что говорит, что не сможет пойти против Всевышнего и, действительно, в конце концов, поступает так, как велит ему Б-г.
Кроме того, Хазаль проводят параллель между Биламом и Авраамом, как сказано: в чем разница между учениками Билама и Авраама. И особенно между тем, как Билам шел проклинать еврейский народ и тем как Авраам вел Ицхака на заклание. Здесь есть множество параллелей, и то, что и там и там присутствует осел, (правда, у Билама ослица) которого они седлают сами, каждого из них сопровождают двое (у Авраама это Ишмаэль и Элиэзер, а у Билама неизвестно).
Ответ на первый вопрос состоит в том, что если мы обратим внимание, то в течение всей главы Билам подчеркивает, что не может пойти против «слова Всевышнего». Слово Всевышнего это Его выраженное желание. Но ведь есть и воля Всевышнего, то, что Ему нравится или нет. Билам прекрасно знает, что Всевышнему неугодно проклятие Израиля, но, тем не менее, он пытается всеми правдами и неправдами найти «лазейку в законе», чтобы добиться формального разрешения на поход, а там уже, как он надеется, и лазейку на проклятие.
Когда наш великий праотец Авраам шел на жертвоприношение Ицхака, по приказу Всевышнего, он знал, что Всевышний не хочет этого. Он знал, что Б-г против человеческих жертв, о сам учил этому других всю жизнь. Желание Авраама было идентичным желанию Всевышнего, поэтому он не мог не понимать, не чувствовать, что Всевышний не хочет этого. В этом то и было великое испытание Авраама – в том, что все было против, против было само желание Всевышнего, но Его выраженная воля была – принести Ицхака в жертву.
Теперь мы можем понять и увидеть почему наши мудрецы сравнивают Билама и Авраама и именно эти эпизоды из их жизни. Они оба шли выполнять слово Всевышнего против Его воли. И это внешнее сходство как две прямые, кажущиеся параллельными, теряется при более широкой перспективе. Как же непохожи они друг на друга, как же бесконечно далеки, противоположны. Один сам седлает осла, ведомый любовью, другой ненавистью. Один возвышается над материальностью (хамор – хомер), другой падает настолько, что материя оказывается выше его.
Иногда сразу трудно разглядеть эти отличия. Поэтому мудрецы и говорят о разнице между учениками Билама и Аврааама. Как только эти прямые продолжаются дальше, сразу видно кто ведет куда.

Комментариев нет: