воскресенье, июля 04, 2010

Глава пинхас

Глава Пинхас начинается с одобрения Всевышним действий Пинхаса и сказано, что поскольку он был ревнителем за Всевышнего, то Всевышний заключает с ним союз мира – брит шалом. Комментаторы понимают это как то, что Пинхас стал коэном и смог передавать это право своим детям.
Как известно, Пинхас это пророк Элиягу (или в прямом значении или гильгуль). Элиягу тоже был ревнителем за союз Всевышнего, когда сказал, что народ Израиля нарушил союз. За эти слова Всевышний как бы наказал его, заставив присутствовать при каждом обрезании и свидетельствовать, что Израиль верен союзу.
Брит – союз рассматривается везде не только как непосредственно союз обрезания, но и как все связанное с развратом – еврей, занимающийся развратом нарушает союз с Б-гом. И, действительно, в начале законов об обрезании в книге Тур, великий законоучитель Бах пишет, что союз обрезания включает в себя удаление от всего, что связанно с развратом. И тот, кто нарушает это, следуя за своими глазами, глядя на непристойное или мыслями, тот нарушает союз обрезания. Как, собственно, нарушили этот союз евреи (в основном колено Шимона) при грехе с Бааль Пеором, когда погибло 24 тысячи человек.
Естественно, что когда мы упоминаем понятие брит и йесод, то сразу напрашивается ассоциация с Йосефом, являющимся олицетворением качества йесод. И интересно, что Талмуд пишет о том, что Пинхас происходил также (кроме Аарона и Итро) от Йосефа.
Далее в главе рассказывается о дочерях Цлофхада, которые получили, после своей просьбы, долю в земле Израиля. И мидраш говорит, что дочери Цлофхада были из потомства Йосефа, который любил землю Израиля и не скрывал своего происхождения, и также дочери Цлофхада ценили и стремились в землю Израиля. А Моше, продолжает мидраш, скрывал свое происхождение (дочери Итро, после встречи с Моше говорят, что ихспас египтянин) и поэтому не удостоился войти в землю Израиля. (может быть,именно поэтому у Моше и не было силы против Мидьяна и он забыл алаху, - именно так и обратился к Моше Зимри: если эта запрещена, то кто разрешил тебе мидьянитку Ципору?)
Также есть комментаторы, которые говорят, что Моше (как и аарон и Мирьям) не мог войти в землю Израиля, будучи рожденным от брака Амрама со своей теткой Йохевед, брака, который Тора запрещает (понятно, что их брак был до дарования Торы). То есть был какой-то недостаток в том, что касается качества йесод – брит и это делает невозможным пребывание в земле Израиля. И, наоборот, Йосеф и его потомки, отличаются тем, что получают долю в Израиле (у Йосефа есть двойная доля и Шхем), потому что они ревностно соблюдают брит – союз и не смешиваются с другими, подчеркивая свое еврейство, как было с самим Йосефом и как было с Пинхасом.
Дополнительная линия это 24 тысячи погибших из колена Шимона. Мы помним, что и в городе Шхем, на который напали Шимон и Леви, погибло 24 тысячи. Очевидно, что это неспроста. Когда Яков перед смертью благословляет сыновей, то Шимону и Леви он припоминает этот поступок. Далее Яков молится о том (согласно комментариям), чтобы его имя не было упомянуто в связи с двумя неприятными историями, которые произойдут с еврейским народом. Первая история это история с восстанием Кораха, который был из колена Леви, и вторая история с дочерьми Моава и коленом Шимона. Очевидно, что есть некая связь между разрушением Шхема и этими событиями.
Разрушение города Шхем было проявление качества гвура – суд. Как ревнители, Шимон и Леви отомстили за поруганную честь их сестры. Но Яков видел, что это действие не было абсолютно «чистым», во имя неба, а было с некой личной примесью. И примесь эта проявилась через много лет в пустыне.
Восстание Кораха тоже было проявление левой стороны – гвура, как это уже объяснялось. Но в остальных случаях в пустыне именно колено Леви, проявляя гвура, проявляло ее именно там где надо и так как надо. Так было в случае с золотым тельцом, когда левиты убили поклоняющихся тельцу и были за это удостоены служения в Храме вместо первенцев. И так же было здесь, когда колено Шимона согрешило с дочерьми Моава. От колена Шимона здесь требовалось проявить качество гвура и не пойти на поводу у страстей и тогда это могло бы доказать, что и при случае с Шхемом все было «чисто» и во имя неба. Но колено Шимона не выдержало испытания. А Пинхас из колена Леви как раз проявил нужную гвуру.
Можно добавить, что третий раз, когда в еврейской истории погибли 24 тысячи человек было в дни отсчета омера и это были ученики раби Акивы. Раби Акива был с одной стороны перевоплощением души Зимри, а с другой его называли «киреах» - лысый, что, конечно же напоминает о Корахе. Мы видим вновь как связываются три эти истории – Шхем, Корах и Бааль Пеор. Можно предположить, что у раби Акивы они все нашли окончательное исправление.

Комментариев нет: