пятница, марта 04, 2011

Немного о любви


«Был случай: один нееврей пришел к Шамаю и сказал:
"Хочу, чтобы ты ввел меня в еврейство, но только при условии, что научишь меня всей Торе, пока я смогу стоять на одной ноге".
Прогнал он (Шамай) его строительной линейкой (отвесом), которая была в его руке.
Пришел он (тот же нееврей) к Гилелю - и (великий Учитель) ввел его в еврейство.
Сказал ему: то, что ненавистно тебе, товарищу своему не делай. Это вся Тора, все остальное - пояснения к ней, теперь иди и учись (Авот де Рабби Натан,15:2).
На эту историю возникает множество вопросов. В чем смысл этой странной просьбы? Почему Гилель ответил не позитивным утверждением из Торы – «возлюби ближнего как самого себя», а негативным – «то, что тебе ненавистно, не делай своему товарищу»? Почему этот ответ не мог дать Шамай? И, наконец, действительно ли, в этом утверждении вся суть Торы? Ведь мы знаем, что заповеди Торы делятся на заповеди между человеком и Б-гом и человеком и человеком. Еще можно понять, как это утверждение является основным принципом всех заповедей между человеком и человеком. Не убей, не укради и т.п. Но как этот принцип относится к заповедям между человеком и Б-гом? Какая связь между нем и, например, заповедью тфилин, кашрут, шабат и пр.?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо сначала понять что означает заповедь «возлюби ближнего как самого себя». Если я покупаю себе рубашку должен ли я купить ее также и соседу? Очевидно, что нет. Тогда как определить эту обязанность? И как придти к этой любви и что она означает? Ведь любовь без действия это лишь пустое, ничем не проверенное утверждение. Любовь проверяется и проявляется в конкретных действиях. Почему же недостаточно самих действий и Всевышний формулирует заповедь как чувство?
Конечно, я не должен делать для ближнего все, что я делаю для себя, - это бессмысленно. Почему? Потому что я не ожидаю от него этого же. Я не жду, чтобы он купил мне рубашку или приготовил обед, как он этого делает для себя. А вот если человек, например, болен, то он вполне вероятно ждет и надеется, чтобы его проведали и помогли. Поэтому и я тоже должен сделать тоже самое по отношению к нему.
Любовь означает выбор – человек выбирает кого-то среди других. Поэтому здесь Тора использует слово «ближний». Есть разные виды ближних и, соответственно, они ожидают от человека разного, значит и обязанности человека по отношению к ним должно быть разным. Родные человека ожидают от него намного большего, чем соседи, а соседи больше, чем жители других городов. В общем, основные заповеди, связанные с любовью, распространяются Торой на еврейский народ. Это не значит, что не нужно любить, уважать или помогать другим народам. Но народ это самая широкая единица, включающая понятие ближний. Распространить заповедь на всех, означает уравнять всех, что противоположно самому понятию любви. Любить всех значит не любить никого.
Любовь к ближнему это принцип, лежащий в основе действий, направляющий их. Невозможно расписать все жизненные ситуации, где может и должна проявляться эта любовь. Поэтому, если человек овладел принципом, он сам будет вести его (человека) в нужном направлении. Кроме того, формулируя заповедь как чувство, Всевышний показал нам свою волю, что Он хочет не просто послушных роботы, исполняющих какие-то действия, а Он хочет, чтобы человек проникся, прочувствовал такие качества как милосердие, сострадание, любовь. Как достичь этой любви? Опять таки, если речь идет о настоящей любви, а не о пустой декларации, то она не может родиться по приказу как по мановению волшебной палочки. Она рождается из действий, она их следствие, (когда эти действия осознанны, а не механические).
А теперь попробуем ответить на поставленные нами вопросы. Почему Гилель сформулировал принцип в отрицательной форме? Потому что человек пришедший к нему только хотел приобщиться к еврейству и положительная формулировка о любви к ближнему ничего бы ему не сказала. Любовь, как мы уже сказали, не только причина, но и результат действий. Перефразировав слова мудрецов можно было бы сказать так: если нет действий нет любви, если нет любви нет действий. Поэтому в начале пути человек должен руководствоваться отрицательной формулировкой. По этой же причине Гилель вместо слова ближний упомянул слово товарищ. «Ближний» - связано с любовью и уровнями в этой близости, как мы объяснили. Но отрицательные действия касаются всех и уравнивают всех, как ближних, так и дальних. Нельзя обманывать как ближних так и дальних, как евреев так и неевреев.
Суть просьбы иноверца в том и состояла, что он хотел понять один основополагающий принцип, которым бы мог руководствоваться в своем служении. Нога это то, на чем держится все тело. У человека две ноги и у Торы две скрижали и два вида заповедей – между человеком и ближним и между человеком и Б-гом. Но этот человек хотел понять Тору «на одной ноге», найти один общий принцип. И это приводит нас к ответу на следующий вопрос – как этот принцип соотносится с заповедями между человеком и Б-гом? Ответ в том, что любовь к Б-гу проверяется на любви к ближнему. Не может человек искренне и истинно любить Б-га, если он не любит ближнего. Если это так, значит и его любовь к Б-гу не истинна. Истинная любовь это когда человек готов поступиться какими-то своими удобствами, пойти против своих природных качеств. Авраам, который назывался «любящим Б-га» прошел десять испытаний и все они были направлены против любви. Одного сына он должен был выгнать, другого принести в жертву, прогнать жену и т.д. и т.п. Так выяснилось, что его любовь была истинной, что она была результатом осознанного выбора, а не природной склонностью натуры.
Поэтому невозможно придти к истинной любви к Б-гу, минуя любовь к ближнему. С другой стороны и любовь к ближнему основана на любви к Б-гу, на приказе – любить ближнего это такая же заповедь, как и остальные, одна из шестьсот тринадцати. Это двойственность и выражена в двух скрижалях. С одной стороны основа всего – приказ, с другой – чувство. Что важнее действие или чувство, самоотречение или осознание?
Шамай проявляет качество истины (он оттолкнул его строительной линейкой – «амат биньян. Амат от слова эмет, истина, сочетающая в себе противоположности). Он не мог дать ответ, который дал Гилель. Позже раби Акива, который принял и от школы Шамая и от Гилеля,скажет: возлюби ближнего своего как самого себя – это большое правило в Торе. Большое правило, но не вся Тора. Это еще не полная картина. Но Гилель считал, что иногда человеку можно дать в начале не всю правду, а только ее грань и закон на его стороне. Во всяком случае в наше время, до прихода Машиаха.

Комментариев нет: