пятница, мая 06, 2011

Раби Акива и его ученики

До 33-го дня омера принято не стричься и не слушать музыку в память об учениках раби Акивы, которые погибли в этот период. И стоит выяснить, почему именно смерть учеников раби Акивы запечатлена в законе на века, несмотря на то, что были трагедии и эпидемии не меньшие в истории народа Израиля.
Но перед этим стоит напомнить, что в этот период погибли 24 тысячи учеников, и наши мудрецы говорят, что духовной причиной их смерти было то, что они недостаточно уважали друг друга. И знаменательно, что именно ученики раби Акивы, того, чьим самым известным изречением стало «возлюби ближнего как самого себя – это большое правило в Торе», умерли из-за такой причины.
Нам известно, как минимум, еще три раза в Торе, когда смерть настигала именно такое количество человек – 24 тысячи и кабалисты говорят, что это не случайно. Первый раз это 24 тысячи, которых убили Шимон и Леви в городе Шхем, второй это 24 тысячи из колена Шимона, погибших за грех с моавитянками, и третий – ученики раби Акивы.
В Кабале известно, что, хотя «гилгуль» - перевоплощение души может происходить много раз, но основные – это три раза, когда душе дается возможность исправить. Так вот эти 24 тысячи это три разных «гилгуля», одних и тех же душ.
Первый раз их гилгуль был в городе Шхем и они были убиты за молчаливое соучастие в разврате (по некоторым комментариям). Убили их Шимон и Леви, мстя за свою сестру, хотя, как видно из Торы, Яков не совсем одобрил их поведение. Шимон и Леви как бы олицетворяют вдвоем сильный суд и именно они были главными зачинщиками того, чтобы бросить Йосефа в яму. Потому Яков не захотел благословлять их и разделил их в Израиле – колено Леви не имело своего надела, а колено Шимона было территориально разбросано. Потому что такой строгий суд, нельзя держать вместе. И в пустыне было два раза, когда оба колена совершили грех – Леви в истории с восстанием Кораха и Шимон в истории с моавитянками. (И можно сказать, что оба эти греха были некой проверкой после истории со Шхемом. Ведь есть комментаторы, считающие, что жители Шхема были наказаны за молчаливое согласие с развратом, а есть, что за идолопоклонство. И можно сказать, что Шимон шел с мыслью мести за разврат, а леви – за идолопоклонство. Потому они и были «проверены» каждый на своем. Шимон не выдержал испытания развратом – с моавитянками. Он должен был проявить свой «дин» (суд), ограничить себя, но не сделал этого, а сделал это как раз Пинхас из колена Леви, убив главу колена Шимона – Зимри. Кроме того колено Леви убило поклонявшихся золотому тельцу. То есть Леви это суд, но суд правильный, суд направленный на самого себя. Поэтому Леви как бы «реабилитировал» себя после истории со Шхемом. А Шимон не исправил все и поэтому требовалось еще два гилгуля.
То есть Шимон проходит все время испытание своего суда. Жители Шхема должны были судить и не судили, а Шимон и Леви судили за это их. В истории с моавитянками колено Шимона должно было судить и не судило. И у учеников раби Акивы был чересчур строгий суд по отношению друг к другу.
Знаменательно, что по кабале раби Акива является воплощением Зимри бен Салу – главы колена Шимона. И также есть мнение, что раби Акива был гилгуль Шимона, который был главный зачинщик продажи Йосефа. То есть здесь есть что-то общее, что надо исправить и это тяжелый суд и неправильный суд. Правителя Шхема звали Хамор (букв. осел), а Йосеф, проданный в Шхеме это бык. Известно, что осел это клипа хеседа (милосердия), клипа Ишмаэля, а бык – клипа гвуры (суда), клипа Эсава. И против них в святости – хамор – Иссахар и бык – Йосеф. Осел не любит работать и поэтому его исправление, Иссахар «взвалил ношу» изучения Торы. А Йосеф исправляет суд тем, что ведет войны с врагами Б-га и Израиля.
А жизнь раби Акивы делится, как известно, на три периода: 40 лет когда он был невеждой, 40 лет ученичества и 40 лет преподавания. И про первые 40 лет сам раби Акива говорит, что он ненавидел мудрецов Торы до такой степени, что готов был укусить их как осел, который кусает и ломает кость. И исправление этому были следующие 40 лет, когда он взвалил на себя ношу Торы.
А последние 40 лет, когда он был учителем и главой народа, он должен был исправить грех колена Шимона, заменить грех раздора, вызванного продажей Йосефа, объединением и любовью внутри народа. Именно поэтому его главная известная фраза это «возлюби ближнего как самого себя – это великое правило Торы». В этой фразе удивительно соединились и хесед и гвура и любовь и ее ограничение. Потому что Тора повелевает нам любить, но любовь эта должна быть к ближнему. Это не означает того, что к дальнему (дальний и ближний понятия, естественно не географические, а духовные) не должно быть любви, но то, что любовь означает выбор, предпочтение одного перед другим. Любовь не различающая, объединяющая всех, становится в конце концов собственной противоположностью. Потому что любить всех это значит не любить никого. Потому Зимри, согрешивший с моавитянками, нарушивший границы еврейского народа, согрешил в сущности против любви. И Пинхас, убивший его, проливший кровь, остановил эпидемию и гнев Б-га и проявил на самом деле истинную любовь, за что и был награжден Всевышним союзом мира и стал коэном, человеком благословляющим народ.
Так же и раби Акива пытался привить эту истинную любовь своим ученикам. Получилось ли у него это? Я видел, что некоторые писали, что в своем третьем гилгуле ученики раби Акивы получили окончательное исправление. Но я не склонен так думать. Тот, кто получает окончательное исправление, достигает полного очищения, о том не нужно скорбеть и сокрушаться. Наоборот, смерть праведника является искуплением, как например, день смерти раби Шимона бар Йохая, еще одного ученика раби Акивы. Поэтому я склонен предполагать, что ученики раби Акивы так и пришли к своему исправлению, не завершили его и в третий раз и именно поэтому мы на протяжении веков помним о них и соблюдаем траурные законы.

2 комментария:

akiva комментирует...

Шалом Рав! В самом начале вы написали что "До 33-го дня омера принято не стричься и не слушать музыку в память об учениках раби Акивы, которые погибли в этот период." мишна брура пишет что есть мнение что до 34 умирали... и ни Рамо ни Мишна брура сам ни Мехабер не пишут что после умирали, однако Мехабер и Рамо пишут про минаг что с рош-ходеш яр до швуэс... но не обьясняют... Хотя Мехабер и говорит что это таут... Я слышал что обьяснения в сам "ЛАГ" они перестали умирать.. после продолжили, но не могу найти источник и обьяснение всвязи с чем или что послужило причиной установления второго минага... и насколько верно то что я слышал... Возможно вы знаете ответ...

И еще хотелось бы чтоб вы поделились своим мнением и размышлениями про тфилин,цицит... мицвот которые простые в исполнении, но имеют далеко не простой смысл...


Акива.

Давид А. комментирует...

Магариль объяснял, что гибель учеников рабби Акивы продолжалась в течение всех дней счета омера, то есть от Песаха до Шавуота, в прямом соответствии со словами Гемары.

Исключение составляли те дни счета омера, когда не читается Таханун (и запрещены все признаки траура) — в эти дни они не умирали. Вот перечень этих дней: семь дней праздника Песах (включая последний день праздника), два дня новомесячья Ияра, один день новомесячья Сивана и семь суббот — всего 17 дней. Вычтем число 17 из 49 дней счета омера и увидим, что ученики рабби Акивы умирали в течение 32 дней. В память об этом мы и отмечаем 33-й день счета омера как день, когда прекращается период траура.

То есть это объяснение вообще не упоминает раби Шимона или какой-то конкретный день когда перестали умирать.
Что ж - элу ва элу диврей Элоким хаим.
Насчет тфилин и цицит, бли недер бе эзрат Ашем соберусь с силами и напишу)