пятница, сентября 02, 2011

Кабала и астрология - месяц элуль


Знак – Дева. Колено – Гад. Планета – Меркурий. Орган – левая рука. Буква – йуд. Стихия – земля. Чувство – действия.
Месяц элуль считается месяцем тшувы (раскаяния, букв. возвращения) потому что именно в этот месяц Моше молил Всевышнего на горе Синай о прощении еврейского народа. Тридцать дней элуля и еще десять дней тишрея завершились йом кипуром – днем полного искупления и очищения от греха золотого тельца, днем, когда были получены вторые скрижали, которые в чем-то были выше первых. А поскольку элуль следует за месяцем ав, можно сказать, что в нем присутствует и исправление греха разведчиков.
Мидраш говорит, что изначально три летних месяца – тамуз, ав и элуль принадлежали Эсаву, но Яков «отобрал» у него месяц элуль. В этом вся идея тшувы – тьма, превращающаяся в свет еще дороже, чем первоначальный свет. Более того, первоначальное падение изначально было для последующей тшувы. И в месяц элуль мы должны исправить грехи между человеком и Б-гом – грех золотого тельца и между человеком и человеком – грех разведчиков. (Потому что грех разведчиков был в беспричинным (хинам), в отличие от греха золотого тельца, где в основе были страсти, здесь не было ничего, как сказано «мА анаа еш ле бааль а лашон» - какое наслаждение испытывает тот, кто злословит?) Как мы уже говорили, это была чрезмерная гвура, сосредоточение на плохом и не разделение между плохим и хорошим. Так же и братья (в основном Шимон и Леви) ненавидели Йосефа и разведчики плохо говорили о земле Израиля.
Интересно, в данном контексте, что одно из объяснений происхождения слова элуль утверждает, что элуль происходит от арамейского «меалель», что означает разведчик. Но поскольку месяц элуль является, как мы сказали исправлением греха разведчиков, то это означает, что гвура, строгий суд направлены на самого себя, - человек «разведывает» самого себя,- что ему нужно исправить. Также гимматрия слова элуль (67) равна гимматрии слова «бина» (понимание). То есть в этот месяц нужно совершить «внутреннюю разведку», для которой нужно понимание, углубленное сосредоточение на своих качествах.
С другой стороны,- месяц элуль это исправление качества действия. Это происходит оттого, что на самом деле в тшуве есть два уровня – нижняя тшува высшая тшува, и они соответствуют двум буквам «гей» в имени Б-га.
В нашем объяснении получается, что нижняя тшува это исправление греха золотого тельца, греха связанного со страстями. И тшува в этом плане означает просто оставление греха. Это последняя буква гей, соответствующая сфират малхут –действию. А высшая тшува соответствует первой букве гей в имени Б-га, что соответствует сфират бина – углубленному размышлению, пониманию, что требуется для исправления греха разведчиков, греха беспричинной ненависти.
И то и другое исправление связано с гвура, но в первом случае гвура противоположна греху, который нужно исправить, а во втором тождественна. Так всегда – на внешнем уровне нужно противоположное «лекарство», а на внутреннем – гомеопатическое, тождественное болезни.
Гвура связана с задержкой, с остановкой, ограничением. И это точно выражает знак этого месяца – Дева. Дева, девственница готова ожидать своего избранного, своего возлюбленного и не подпускать никого другого. Месяц элуль выражает это томление и верность к одному единственному возлюбленному –אני לודי ודודי - (я к возлюбленному моему и возлюбленный мой ко мне). Первые буквы этой фразы составляют, как известно слово элуль, а последние это четыре буквы йуд, что намекает на сорок дней раскаяния от начала элуля до десятого тишрея.
Так же как дни «падения» делятся на тридцать дней тамуза (точнее 31 день, с 29 сивана, когда вышли разведчики до новомесячья ав) и девять дней ава (или 30 тамуза и десять ава, потому что десятое тоже траурный день), так же и исправление падение делится на тридцать дней элуля и десять тишрея. Подробнее мы поговорим об этом в статье о тишрее, но в общем можно сказать, что так же как ав продолжает и углубляет падение тамуза, так тишрей продолжает и развивает тшуву и исправление, начатые в элуле.
Итак Дева это выражает готовность ожидать, что исправляет поспешность из-за которой были совершен грех золотого тельца. Но одновременно с этим это гвура, ограничение направленные на самого себя, на поиск и исправление своих качеств, что исправляет грех разведчиков, грех беспричинной ненависти, основанный на поисках недостатков в других.
То же означает и левая рука, соответствующая этому месяцу. «Левая рука отталкивает, а правая приближает». Правая рука принадлежит в данном сравнении месяцу тишрей, как сказано, что «правая рука Его обнимает меня» это говорится о празднике Суккот. Но левая рука как бы упреждает правую, - чтобы дойти до «объятий правой руки», до нахождения своего возлюбленного, нужно «быть девой», - уметь выжидать, отталкивать левой рукой все, что не подходит, все случайное и ненастоящее.
Если тишрей больше относится к началу, к созданию человека, то элуль это то, что предшествует творению (хотя мир и был создан 25-го элуля, но это как подготовка к сотворению человека) – цимцум, ограничение желания давать. Но ограничение это приходит для того, чтобы потом можно было сотворить мир, так и каждый год ограничение «девственность» элуля должны предшествовать тишрею.
Можно сравнивать месяцы по-разному и в этот раз мне хочется сравнить элуль с месяцем ияр, потому что и тот и другой являются месяцами подготовки к получению Торы, духовного возвышения. С той разницей, что ход времени от нисана это возвышение праведников, а от элуля – баалей тшува (раскаявшихся). Ияр месяц духовной работы, самоотречения и размышления (бина), доходящего до постижения тайн Торы (лаг ба омер), а элуль это размышление, направленное на исправление внешнего и внутреннего мира человека. И интересно, в данном контексте, что знаком ияра является бык, а знаком элуля дева, а в символом девственности, непорочности и чистоты была дева, восседающая на единороге. (Мидраш говорит, что быком, которого Адам принес в жертву в ган эден был единорог.) Возвышение быка приходит со стороны гвура (стихия огня)и, хотя и приводит к получению Торы, но является уровнем праведников, на котором весь народ не может находиться. В то время как возвышение девы приходит из гармонии, равновесия (стихия воздух) и потому приводит к второму дарованию Торы в Йом Кипур и является как бы личным получением для каждого на его уровне (во время получения вторых скрижалей Моше был на горе один, в отличие от первого откровения, когда так или иначе присутствовали все).
Если мы продолжим этот образ – дева на быке, то можно сказать, что он выступает против другого образа – всадника на коне (или колеснице). В песне моря сказано «лошадь и всадника ее сбросил (Ты) в море». Лошадь символизирует открытый грех – действие, а всадник – скрытый грех. И про колено Гада, колено, соответствующее элулю сказано в Торе «А о Гаде сказал: благословен расширяющий (границы) Гада. Он как лев покоится и терзает мышцу и темя. И высмотрел он начальный (участок) себе, ибо там назначен ему удел от законодателя; и пришел он с главами народа, и исполнил право Господа и суды Его с Исраэйлем».
Итак, он тоже лев, но лев не терзающий, а покоящийся, которого никто не может поднять. Вся гвура льва в том, что он перебарывает себя, чтобы подняться и охотиться, а здесь, получается, что взято совершенно противоположное качество льва, то, что он не поднимается, то же сказал Билам о народе Израиля, что его невозможно поднять как льва. И сразу после этого написано противоположное, что он воюет и разрывает врагов. Но это подходит под то, что мы говорим, что до действия должно быть выжидание, до правой руки левая и вся гвура льва проявится именно когда он сначала будет покоится, а потом переборет себя и выйдет на битву.
И пасук соединяет «мышцу и темя» - руку и голову. Мицва, которая соединяет руку и голову это тфилин. И это мицва связана с войной в том плане, что она оберегает человека, что тот, кто безупречен в этой заповеди и, наоборот, кто не был безупречен, кто говорил между ручным и головным тфилином, кто разделял мысль и действие, тот возвращался с войны, потому что у него не было защиты. И мы видим, что именно Гад соединяет руку и голову (Гад также от слова агуда – собрание, соединение) (и орган месяца это левая рука, на которую накладывают тфилин), и именно Гад не боится войны. Ни внешнего врага, против которого нужно действовать (ручной тфилин) ни внутреннего, которого нужно распознать (головной тфилин). И это очень подходит поддва вида тшувы, о которых мы говорили, соответствующее этому месяцу.
Буква месяца элуль – йуд и вроде бы непонятно, ведь мы все время говорили про букву гей, как выражающую дух элуля? Но обратим внимание на фразу этого месяца – я к возлюбленному моему и возлюбленный мой ко мне – движение начинается от нас и это тшува, буква гей, способность переменить, прервать обычный ход событий и начать что-то новое. Но почему это происходит именно в элуль, разве не весь год хорошо делать тшуву? Про это говорят наши мудрецы «диршу Ашем бе имацо» - ищите Б-га, когда Он рядом,- когда Он рядом?- в месяц элуль и десять дней раскаяния. То есть это особенные дни, способные для тшувы, особенно в трактовке Бааль Шем Това, что это дни, когда царь находится в поле, когда он оставляет царский дворец и каждому легко придти и приблизиться к Нему. Это и выражает буква йуд – раскрытие этого месяца.
Поэтому и сочетание букв имени Б-га в этот месяц это гей-гей-вав-йуд, исходящее из последних букв пасука "וצדק'ה תהי'ה לנ'ו כ'י наше движение ". То есть первоначально наше движение, тшува, буква гей, но там, в конце вас ожидает буква йуд, показывающая, что и возлюбленный наш находится рядом.

Комментариев нет: