среда, августа 24, 2011

Кабала и астрология - месяц ав


Знак – лев. Колено – Шимон. Чувство – слух. Небесное тело – Солнце. Буквы тет и каф. Орган – левая почка. Стихия – огонь.
Месяц ав считается самым тяжелым месяцем года. В этот месяц произошло разрушение храма и написано даже в галахе, что в этот месяц мазаль Израиля в упадке, а сила Эсава, наоборот, в расцвете.
Также и колено Шимона считается самым «тяжелым» коленом. Это единственное колено, которое не получило благословения ни от Якова ни от Моше. От этого колена во время Танаха не было ни одного судьи и предводителя народа и даже имя Шимон практически не встречается в письменной Торе. Это в отличие от периода устной Торы (конец вавилонского изгнания и строительство 2-го храма), где имя Шимон очень популярно (Шимон бар Йохай, Шимон бен Азай, Шимон а теймани, Шимон бен Шетах, Шимон бен Гамлиэль, Шимон бен Лакиш и т.д.).
Это объясняется тем, что письменная Тора связана со зрением, с тем, что написано, а устная со слухом, с устной передачей традиции и это отражается в имени Шимон. Но, конечно, причина глубже. Колено Шимон, как и качество слуха, как и месяц ав связаны с очень строгим судом (дин).
Даже в теле человека мы видим это – глаза расположены близко друг к другу, к центральной линии, ноздри еще ближе, во рту две линии вообще сливаются в один сосуд, и только уши разделены друг от друга по краям головы. Это тоже свидетельствует о строгом суде, так же как колено Шимона было разделено в Израиле. И так же про устную Тору (Вавилонский Талмуд) сказано «ба махшаким гошивани» - во тьму поместил меня, что означает, что устная Тора это свет вырываемый из тьмы. Почему? Потому что в письменной Торе все дано – вот воля Б-га, она видна, открыта. Но устная Тора относится больше к тому времени, когда божественное присутствие в открытом виде как пророчество покинуло мир и весь мир опустился на более низкую ступень. Место идолопоклонства, которое тоже было своего рода откровением, раскрытием духовных, пусть и нечистых сил, занял материализм и философия, отрицание всего духовного вообще. А место пророчества, которое было противовесом идолопоклонству, заняла устная Тора. Потому что устная Тора исходит из тьмы, из вопроса, из незнания воли Б-га и попытки понять ее собственным разумом в рамках, данных Торой. Устная Тора это личное, частное мнение, становящееся (есть ли большее чудо!) волей Б-га,- когда мудрец решает, что закон таков, это значит, что такова воля Творца!
Итак, устная Тора тоже относится к категории суда, к тьме этого мира, в котором не видно присутствие Творца и из которого мы должны стремиться к свету.
Говоря про месяц тамуз, мы упомянули падение, корень которого в поврежденном ангелом бедре Якова. И пика своего это падение достигает 9-го ава – день разрушения 1-го и 2-го храмов. Книга Зоар говорит, что 365 дней года соответствуют 365 запрещающим заповедям и 365 жилам в теле человека. Так какой же день соответствует жиле «гид а наше», той самой, что была задета у Якова и которую запрещено есть евреям? Зоар говорит, что этот день 9-ое ава.
Число 9 соответствует букве тет,- букве месяца. В предисловии к книге Зоар написано, что буква тет обратилась к Всевышнему с просьбой начать Тору и сотворение мира именно с нее, т.к. с нее начинается слово «тов» - хорошо (добро). Но Всевышний отказал ей, сказав, что настоящее добро скрыто в мире до будущего мира и в этом мире не явлено. Ведь первый раз «хорошо» сказано про свет – «и увидел Б-г свет, что он хорош», а свет Всевышний отделил и спрятал для будущего мира. Сама форма буквы тет намекает на эту скрытость – ט круг, намекающий на окружающий свет как бы не замыкается, а прячется. Все это говорит об огромном потенциале, скрытом в месяце ав и в дне 9-го ава, потенциале, который должен раскрыться и обратить зло в добро.
Интересно, что слово «арье» (лев), являющийся знаком этого месяца состоит из тех же букв, что и «реия» - видение. И по кабале, лев относится к сфират хесед. Как же это понять – с одной стороны слух, с другой зрение, с одной стороны это месяц относится к сфират гвура, с другой к хесед?

В чем разница между зрением и слухом? Взгляд сначала охватывает всю картину целиком, а потом начинает всматриваться в детали, а слух сначала ловит детали – слова, а потом составляет из них общее. Целое, общее связано обычно с качеством хесед (хесед объединяет разрозненное, связывает), а частности, детали связаны с качеством гвура (как огонь расщепляет и разъединяет все).
Мы помним, что месяц тамуз связан с водой, со зрением и с коленом Реувена. Грех месяца тамуз это грех «неправильного зрения», чересчур поспешного зрения, когда человек смотрит на действительность, раскрывшуюся перед ним и воспринимает все так, как кажется внешне, на первый взгляд, не желая всматриваться внутрь, углубляться в детали. Если бы он не был столь поспешен, если бы он углубился в детали, то он увидел бы, что все не так как кажется, все не так плохо, Б-г продолжает присутствовать здесь.
То есть это чрезмерный хесед, выливающийся в поспешность во взглядах и суждениях. Месяц ав это, наоборот, чрезмерная гвура (суд, строгость). Человек разбивает действительность на маленькие кусочки и не хочет видеть картины в целом, он всматривается в то малую черную точку на белом фоне и раздувает ее, так, что она заполняет все. Источник этого тоже хесед (про высшую сфиру кетер сказано, что там есть только один глаз – правый, только хесед), но опускаясь вниз он превращается в свою противоположность.
Храм, который называется Ариэль разрушен львом (Навуходоносором) в месяц льва (ав), чтобы потом пришел лев (Всевышний) в месяц льва и отстроил Ариэль.
Среди колен Израиля двое сравниваются со львом. Это Иегуда и Дан (Дан гур арие). Интересно, что Дан, в хронологическом порядке, был рожден сразу после Иегуды. В пустыне Иегуда шел первым, а Дан последним – лев впереди и лев сзади. В благословении Дану, Яков увидел Шимшона и подумал сперва, что он будет Машиахом. Отец Шимшона был из Дана, а мать из Иегуды. (Шимшон от шемеш (солнце), что тоже связано со львом). Пророк Даниэль (в его имени есть Дан) был из колена Иегуды и главным его чудом считается то, что он был брошен ко львам и те не тронули его, как бы показывая, что суд, огонь, лев трогают и разрушают только то, что испорчено, несовершенно, но в корне своем это милосердие и это проявляется при столкновении с праведником.
Корень разрушения первого храма в трех грехах – идолопоклонстве, разврате, убийстве, корень этого в грехе золотого тельца, в 17-ом тамуза. Разрушение второго храма связано с беспричинной ненавистью, что связано с грехом разведчиков, с 9 -ым ава. Как мы уже говорили разведчики шли в основном в тамузе, в основе было неправильное видение, неправильная трактовка действительности, но пришли и говорили с народом они в ав. То есть сначала они слишком поспешно, неправильно оценили то, что открылось их глазам, а потом народ «неправильно услышал». Они увидели раздробленную, оторванную от Всевышнего действительность, потеряли целостность. Когда мы говорим Шма Исраэль, то закрываем глаза, как бы говоря, что мы не обращаем внимание на раздробленную действительность, а верим, «слышим», что Ашем эхад (Б-г один).
Почему колено Шимона также потеряло все – и благословение и первенство, хотя Шимон шел сразу за Реувеном? Яков не дал ему благословение из-за того, что Шимон и Леви разрушили город Шхем и из-за того, что они были главными зачинщиками продажи Йосефа.
Почему они разрушили Шхем? Среди комментаторов есть два основных мнения – из-за того, что они молчали и не сопротивлялись и тем самым пассивно участвовали в насилии над Диной или же их судили за идолопоклонство, запрещенное сыновьям Ноаха. Но ведь в уничтожении Шхема участвовали Шимон и Леви, - почему же у Леви не было все забрано, а, наоборот, он получил священнослужение?
Есть правило, что когда есть спор между мудрецами нельзя сказать, что один прав, а другой ошибается, а оба правы. Как это применить к спору насчет Шхема? Можно сказать, что, действительно оба эти мнения правы и оба они были у сыновей Якова. Но Шимон больше руководствовался причиной пассивного участия, а Леви причиной их идолопоклонства.
И то и то принадлежит категории суда. Но есть «правильный» суд, - это тот суд, который направлен на самого себя. Леви искупил себя, или, точнее, показал, что его суд над Шхемом был истинным, когда вышел против идолопоклонства в еврейском народе во время золотого тельца.
Такого же самосуда нужно было ожидать от Шимона. Когда? Во время испытания с дочерьми Моава. Тогда была та же картина – глава колена Шимона привел моавитянку в свой шатер. А поскольку все колено молчало, то как бы пассивно в этом участвовало. И поэтому с них как бы взыскался грех разрушения Шхема,- у них не было оправдания. И поэтому там погибло 24 тысячи человек – столько же, сколько погибло в Шхеме. А останавливает эпидемию и убивает главу колена Шимона, Пинхас, опять таки из колена Леви, обращающий суд на самого себя.
Был еще раз в еврейской истории, когда погибло 24 тысячи – во время отсчета омера, 24 тысячи учеников раби Акивы. В некоторых источниках написано, что раби Акива был перевоплощением души Зимри – главы колена Шимона, который был, в свою очередь перевоплощением самого Шимона.Зимри окончил свою жизнь, осквернив имя Всевышнего, а раби Акива умер на освящении имени Б-га.
У Шимона, как мы видели не совсем правильный суд, чрезмерный суд, который не готов отличить пассивного участника от делающего преступление, суд не знающий границ. И грех колена Шимона в пустыне этот грех разврата с моавитянками, когда еврей не знает границ, когда смешивается с другими народами. То есть они все время выходят за границы. То же касается и продажи Йосефа – неспособность отделить виновного от невиновного.
( Опять мы видим два греха – первый связан с идолопоклонством и развратом, а второй с махлокет (спор) и беспричинной ненавистью, выражающейся в споре с цадиком (Йосефом). И если первый грех Леви исправил, то второй нет, что воплотилось в споре Кораха против Моше. Поэтому после первого храма был второй,а после второго пока нет, ведь грех ненависти еще не исправлен.)
Раби Акива должен был исправить оба этих греха. Первый грех связан с клипой осла (хамор), потому что в Шхеме правил хамор, а второй – быка, потому что бык это Йосеф. Известно, что осел это клипа хеседа (милосердия), клипа Ишмаэля, а бык – клипа гвуры (суда), клипа Эсава. И против них в святости – хамор – Иссахар и бык – Йосеф. Осел не любит работать и поэтому его исправление, Иссахар «взвалил ношу» изучения Торы. А Йосеф исправляет суд тем, что ведет войны с врагами Б-га и Израиля.
А жизнь раби Акивы делится, как известно, на три периода: 40 лет когда он был невеждой, 40 лет ученичества и 40 лет преподавания. И про первые 40 лет сам раби Акива говорит, что он ненавидел мудрецов Торы до такой степени, что готов был укусить их, как осел, который кусает и ломает кость. И исправление этому были следующие 40 лет, когда он взвалил на себя ношу Торы.
А последние 40 лет, когда он был учителем и главой народа, он должен был исправить грех Шимона, заменить грех раздора, вызванного продажей Йосефа, объединением и любовью внутри народа. Именно поэтому, может быть, главное его учение это: возлюби ближнего как самого себя.
И эта фраза соединяет в себе хесед и гвура, границы и их открытие. Потому что в ней говорится о любви, но о любви к ближнему. Не к любому (хотя это, конечно, не значит, что кого-то нужно ненавидеть, кроме грешников и врагов, разумеется), а к ближнему, тому, кто с тобой в заповедях, тому, кто из твоего народа. Потому что когда любовь ломает все границы, она, на самом деле, перестает что-то обозначать. Любить всех это значит не любить никого. Любовь подразумевает выбор, подразумевает разные уровни отношений.
Но так же как грех, приведший к разрушению храма не исправлен, так же не смогли довести до конца исправление ученики раби Акивы. И они умерли в дни омера, в месяц ияр, в месяц быка из-за того, что не уважали друг друга. Но раби Акива не отчаялся, а взял пять новых учеников, от которых распространилась Тора по всему Израилю. И, может быть, самый известный из них,- Шимон,- раби Шимон бар Йохай, раскрывший скрытую часть устной Торы. И его смерть является как бы искуплением смерти тех 24-ех тысяч и день его смерти – 33-ее омера, 18 ияра, завершает скорбь по другим ученикам. И одна из самых известных историй о раби Шимоне, это история о его двенадцатилетнем пребывании в пещере. Мы не будем приводить здесь всю эту историю, а лишь ее окончание.
Раби Шимон и раби Элиэзер вышли. Все, на что смотрел раби Элиэзер, сгорало дотла, а когда на это смотрел раби Шимон, оно восстанавливалось из пепла.
Накануне субботы они увидели старика, бегущего куда-то с двумя ветками мирта в руках. "Зачем тебе мирт?" – спросили они его. Ответил старик: "В честь субботы". Снова спросили его: "Почему тебе недостаточно одной миртовой ветви?" Ответил старик: "В Торе написано: помни день субботний, чтобы хранить его. Одна ветвь – в честь заповеди помнить, другая – в честь заповеди хранить".
Сказал раби Шимон раби Элиэзеру: "Смотри, как любит наш народ заповеди Торы!" И тогда смирился раби Элиэзер, и перестал его взгляд испепелять.
Что мы видим здесь,- в конце их пребывания в пещере, их максимального возвышения раби Шимон исправляет свой огонь, каким бы святым он не был и приходит к той самой «беспричинной» любви. Если беспричинная ненависть это «раздувание» недостатка до масштаба всей личности, всего человека, то беспричинная любовь, соответственно, это такое же «раздувание» его достоинств. Что мы видим в конце истории, - что раби Шимон встречает простого еврея и не судит его как раньше за то, что он занят мирскими делами, а наоборот, возвеличивает те достоинства, которые у него есть. Поэтому, если можно так сказать, именно в раби Шимоне раби Акива нашел свое полное исправление.
Интересно, что в этот же месяц есть хорошая дата и не просто хорошая, а как говорят наши мудрецы: не было у Израиля лучших дней чем Йом Кипур и 15-ое ава. Кипур это прощение грехов и дарование вторых скрижалей. А что произошло 15-го ава? Вот причины, которые приводит Талмуд:
В день Ту бе-Ав разреши браки между представителями разных племен колен Израиля, то, что было запрещено в поколении пустыни и разрешено сразу после раздела земли.
В этот день разрешили брать в жены девушек из колена Биньямина, на которое до это времени был наложен запрет.
Согласно традиции, в день Ту бе-Ав закончился мор, которым Всевышний наказал евреев за грех разведчиков.
Царь Осия, последний правитель Северного израильского царства, устранил препятствия, воздвигнутые царем Иеровоамом I, из-за которых жители северных районов Эрец-Исраэль не могли совершать паломничества в Иерусалим.
В этот день римляне позволили евреям совершить погребение повстанцев Бар-Кохбы, погибших при защите Бетара.
В этот день прекращали приносить деревья для храма, т.к. сила солнца ослабевала и оно уже не могло хорошо высушить деревья.
Как мы видим, почти все приведенные причины связаны с «открытием границ», более того, с отменой заповедей. Когда отменятся заповеди? По одному из мнений в Талмуде – после воскрешения из мертвых (мицвот бтелот ле атид лаво).Смерть это главная «граница» в нашем мире, она напоминает нам о том, что главный грех еще не исправлен и нужно исправлять «землю» (см. статью «грех земли и его исправление») и свою материальность (человек был создан из земли) (ибо прах ты и в прах возвратишься). Все, кто хотел так или иначе нарушить границы как Шимон и Зимри, хотели приблизить это время, приблизить окончательное исправление. Они не хотели оставаться в материальном мире и заниматься его исправлением, потому что их души были из качества суда, которое как огонь стремится уйти вверх. Но время для этого еще не пришло и поэтому они ошибались. Однако, на духовном уровне 15-ое ава берет свой корень из будущего, из воскресения из мертвых, из окончательного исправления, когда «раскроются все границы».
Но пока это время не пришло, наша духовная работа, наше исправление, которое мы должны сделать в месяц ав это пробудить в себе любовь к другому еврею, увидеть в нем светлое, искру святости и раздуть ее. И тогда огонь и лев, разрушившие храм превратятся в огонь и льва, которые его построят, как сказано: Я, Б-г, в огне его (храм) разрушил и в огне отстрою его.

Комментариев нет: