вторник, ноября 20, 2012

Глава Толдот и война с плиштим

В главе Толдот рассказывается о трех колодцах, выкопанных слугами Ицхака. Рамбан объясняет, что эти три колодца намекают на три храма, которые будут у народа Израиля. Первый колодец, назван «эсек» - тяжба, потому что о нем был спор и он соответствует первому храму, который был разрушен из-за трех грехов – идолопоклонства, разврата и убийства. Можно сказать, что намек на три греха есть в самом слове «עשק», где «аин» намекает на идолопоклонство «авода зара», «шин» на убийство – «шфихут дамим» и «куф» на разврат – «кери» - пролитие семени. Буква «куф» вообще часто символизирует нечистоту, т.к. спускается ниже строки, символизируя спуск в клипот.


Второй колодец названный «ситна» соответствует второму храму, разрушенному из-за беспричинной ненависти. И, наконец, по поводу третьего колодца не было споров, что символизирует мир, который наступит после возведения третьего храма.

Первый храм, соответствующий Аврааму и линии хесед, был разрушен потомками Ишмаэля – хесед клипы. Второй, соответствующий Ицхаку и гвура, был разрушен потомками Эсава. И мы видим, что Ишмаэль соответствует трем грехам – идолопоклонству, убийству и разврату. Это же говорит Раши, комментируя отрывок, в котором говорится, что Ишмаэль насмехался (мецахек) с Ицхаком. Раши говорит, что слово мецахек обозначает три вышеупомянутых греха (то же Раши говорит, комментируя грех золотого тельца). И нужно понять, как все три греха относятся к Ишмаэлю, правой линии, когда они сами, вроде бы, представляют три линии, как например, кровопролитие больше относится к стороне гвура. Но нужно объяснить, что у Ишмаэля все служит разврату и кровопролитие лишь средство для достижения разврата, как например, убийство Хура в пустыне, который пытался помешать им в их замысле. То же относится и к идолопоклонству, как говорят наши мудрецы: «евреи служили идолам только для того, чтобы разрешить себе разврат». То есть идолопоклонство не столь ценно само по себе, сколь оно служит моральным оправданием разврата.

Попробуем понять, что значит эта «насмешка» Ишмаэля. Насмехаться это значит делать не всерьез, не направлять к определенной цели, как говорит Раши: «кидал стрелы в Ицхака и говорил, что шутит». Этот же принцип относится и к разврату и особенно к пролитию семени, как к корню всех разновидностей разврата. Детородный орган называется в Талмуде «кешет» (лук, дуга) и сказано, что «семя выстреливает как стрела». Кешет также название радуги и радуга, как и детородный орган связаны с понятием брит – союз. Радуга это символ союза с человечеством, брит мила это союз Б-га с евреями. Союз означает верность, преданность одного другому. Когда один принадлежит другому, а разврат это противоположное этому. Лук должен попасть в цель, так и семя должно привести к рождению ребенка или к священной связи между мужем и женой. Разбазаривание семени и разврат это противоположное, это «насмешка», выстрел, не попадающий в цель.

Второму колодцу соответствует ненависть, левая линия. Здесь как раз главенствует идеология, не терпящая ничего, кроме себя. Это линия Эсава, но в ней скрыт и потенциал, который видел Ицхак. Это потенциал устной Торы. В письменной Торе отсутствует собственное мнение,- все это «мнение», воля Б-га, проявленная через пророков в мир. Но устная Тора, это как раз личное, собственное мнение, личное понимание Торы.

Главу Толдот мы читаем в месяц Кислев, знак которого Стрелец, что намекает о брите, о союзе с одной стороны и месяце, в котором происходит раскрытие устной Торы, с другой. Попробуем увидеть еще одну связь между ними. Мидраш говорит, что тот сосуд, за которым вернулся Яков в ту ночь, когда на него напал ангел, был тем самым сосудом, из которого взяли масло, которое горело восемь дней. Ангел повредил Якову бедро (правое или левое или и то и другое). Бедра связаны с развратом, на что намекает и название «гид а наше» - «гид а нашим». С другой стороны правое и левое бедро это нецах и hод и письменная и устная Тора соответственно. hод соответствует устной Торе и Аарону и его потомкам – коэнам, о которых сказано: «уста коэна сохранят знание и т.д.».

(И потоп произошел когда было падение с двух сторон – с одной стороны был разврат, с другой разбой. То есть потоп произошел из-за разврата, но если бы не было разбоя, они могли бы еще устоять на одной ноге, а так приговор был подписан. И поэтому брит, союз относится в основном к тому, что относится к разврату, но в отношениях между людьми должен царить мир, иначе мир может не устоять, как было в Сдоме. И это то, что спросил тот гер у Гилеля, прося научить его Торе, пока он стоит на одной ноге, то есть выбрать одну из двух линий и Гилель сказал, что главная линия это левая – между людьми (не делай другому и т.д.) и это не значит, что вторая не нужна, но эта линия на которой мир еще может устоять, потому что на другую линию есть брит.)

Но, как написано в главе Толдот, плиштим спорили как насчет первого, так и насчет второго колодца. Значит сила плиштим относится как к Ишмаэлю так и к Эсаву и тот, кто объединяет (в нечистоте) две линии это Амалек. Они объединяют и разврат и насмешку Ишмаля и ненависть и разделение Эсава. И борьба с Амалеком должна вестись на двух уровнях – духовном и материальном. И, как написано в книгах, на материальном уровне войну ведут потомки Рахель, а на духовном потомки Леи (пример: Моше и Иегошуа, Шмуэль и Шауль, Мордехай и Эстер). И в нашем контексте можно сказать, что материальная война это исправление правой линии и, в основном, разврата, связанного с качеством йесод, качеством Йосефа, а духовная война направлена на объединение Израиля и это работа относится в основном к колену Иегуды, которому принадлежит царство и которое должно объединить Израиль.

И это то, что нужно сейчас в войне, которую ведет Израиль против арабского мира и особенно против палестинцев (неизвестно, являются они плиштим или нет, но, как минимум показывает о связи),- война физическая и особенно война духовная на двух линиях о которых мы говорили.

Комментариев нет: