четверг, мая 31, 2012

Шавуот


Мидраш говорит, что месяц сивае был не случайно выбран для дарования Торы, а: »дал тройную Тору тройнуму народу в третий месяц». Тройная Тора – Хумаш, Пророки и Писания, тройной народ – кожны, левиты и исраэлиты, в третий месяц – сиван третий месяц начиная с нисана. Есть и еще «тройки», связаные с дарованием Торы. Тору получил Моше, который был третьим ребенком у Амрама и Йохевед и происходил из колена Леви, третьего сына Якова, а также был потомком Шема, третьего сына Ноаха.

Тройка это символ прочности, вечности – «тройная веревка не скоро развяжется» (Мишлей).  Из трех праотцев, тройка наиболее соответсвует Якову, третьему, про которого сказано, что «его ложе цельно», т.е. все его дети вошли в народ Израиля. Качество Якова это «эмет» - истина, а определение истины это то, что истинно всегда, вечно.

Три праздника – Песах, Шавуот и Суккот также соответствуют трем праотцам. Обычно принято говорить, что Песах соответствует Аврааму, Шавуот – Ицхаку и Суккот – Якову. Кроме чисто внешних соответсвий и совпадений, это объясняется и так: Авраам символизирует качество хесед и это качество было основным при выходе из Египта, потому что у народа Израиля не было никаких заслуг и Б-г вывел их своим милосердием. Шавуот это праздник дарования Торы, а Тора это уже законы, ограничения, четкие границы во всем и это проявления качества гвура (Тора была дана в «страхе и трепете»). В Суккот две линии соединяются – с одной стороны есть законы у сукки (размер, время и т.д.), кроме того сам выход из дома во временное жилище тоже относится к линии гвура, с другой, написано, что сукка это как объятие Б-га, это любовь и окружающий свет Всевышнего.

Это, как мы уже сказали, обычное соответствие праотцев и праздников. Но мы попробуем рассмотреть и другое соответствие. Есть еще одна «тройка», о которой говорится в пиркей авот: на трех вещах держится мир – на Торе, на служении и на добрых делах. Добрые дела это правая линия, служение (жертвоприношения или молитва) это левая линия и Тора это средняя линия, тиферет. Потому что именно Тора определяет сколько и чего должно быть, чтобы равновесие не было нарушено. Тора соответствует разуму, в то время как молитва чувству, а добрые дела действию. И разум является средней, уравновешивающей линием между правой и левой стороной, между тдвижением вниз, к миру и движением снизу вверх – уходу от мира.  И кто соответствует Торе и средней линии – Яков, о котором сказано: «Яков был человеком цельным, сидящим в шатрах». Шатры это шатры Шема и Эвера, шатры изучения Торы.

Поэтому как раз Шавуот, праздник Торы должен соответствовать Якову, средней линии. И  - объяснить это можно так, что порядок праздников зависит от того с какого момента мы начинаем отсчет,- с нисана или с тишрея. Если с нисана, то порядок – Песах, Шавуот, Суккот, а если с тишрея, то это Суккот, Песах, Шавуот. Отсчет с нисана это обычный отсчет, соответствующий течению  времени – прошлое, настоящее и будущее. Авраам соответствует прошлому - Авраам а иври, от слова «авар», прошлое, Яков настоящему – средняя линия и Ицхак будущему – אז ימלא צחוק פינו  - миру исправления. А отсчет с тишрея это отсчет «баалей тшува», тишрей месяц раскаяния и бааль тшува должен сделать изменения в первую очередь в настоящем, оставить грех, потом исправить прошлое, потом будущее, но не будем здесь объяснять это более подробно. И тогда порядок – Яков, Авраам, Ицхак.

Итак, третий месяц сиван (знак сивана близнецы –теомим, и слово теом состоит из тех же букв, что и эмет, качество Якова), третий праотец – Яков и средняя линия – тиферет, уравновешивающая между хесед и гвура.

Действительно, в даровании Торы есть и хесед и гвура одновременно. Тора называется Торой хесед и сказано, что «начало ее хесед и конец хесед». «Две тысячи лет Торы», начинаются с Авраама, с того, что Авраам начал приводить герим под «крылья Шхины» и это хесед, который позволяет спускаться в самый низ, чтобы потом поднимать оттуда искры. И сама Ьора сравнивается с водой, как объясняется в Тании, что Тора спустилась в наш материальный мир с высших миров, для того чтобы каждый смог понять и исполнить ее на своем уровне.

С другой стороны есть многое, что связывет Тору с линией гвура. Само дарование Торы сопровождалось звуком шофара (из рога барана принесенного вместо Ицхака), громом и огнем и все это было для того, чтобы: «был страх Его на вас и т.д» (Шемот). То есть в Шавуот есть соединение гвура и хесед и это тиферет – средняя линия, объединяющая две другие.

Написано, что единственное место, где нард Израиля был един, без раздоров и споров, это была остановка первого сивана перед горой Синай, как сказано: «и расположился там народ перед горой» и коментирует Раши: сказно «расположился» в ед. числе – как один человек, с одним сердцем. И следует понять, почему именно там было это единство и что вообще означает единство.

Есть два противоположных состояния – состояние толпы и состояние индивида. Толпа это когда все как один, индивид когда один против всех. Это условные два противоположных состояния, которые мы можем сравнить с хесед и гвура. Хесед объединяет, в то время как гвура разъединяет, хесед не оставляне оставляет места для своего мнения, гвура для никакого другого, кроме своего.

Письменая Тора больше соотносится в данном контексте с линией хесед, потому что пистменная Тора это пророчество, это данность и с этим нельзя поспорить. Устная Тора, наоборот, это линия гвура, это в основном свое мнение, свое понимание. И гармония между ними, что они необходимо дополняют друг друга, письменную невозможно понять без устной, а устная должна оставаться в рамках, ограниченных письменной. Кроме того, и в самой устной Торе должна быть гармония. В чем она выражается - гармония заключается в том, что человек может и должен иметь свое мнение, но одновременно с этим признать, что и другое мнение имеет право на существование, что оно тоже истинно. Это и есть истинное единство, не когда все как один и не когда один признает только свое мнение, а когда каждый, имея свое мнение, свой путь в Торе, оставляет место для другого, понимает, что без другого Тора не цельна. Это то, чего не было у учеников раби Акивы, которые погибли до Шавуота, не дошли до Шавуота, потому что у них не было этого понимания Торы, а была только линия гвура, что есть только мое мнение, а твое неправильно. Так следует понимать мидраш, что евреи возжелали иметь станы, как станы ангелов наверху. О ангелах написано: עושה שלום במרומיו – делающий мир в своих высотах, что есть стан Михаэля и есть стан Гавриэля и это огонь и вода и, тем не менее, они существуют вместе и между ними мир. И ангелы и Израиль называются воинством Б-га. Так же как в армии есть разные виды войск и все они  необходимы, и они существуют вместе потому что у них одна цель и они понимают, что для ее достижения необходимы усилия всех вместе. Так и мир у ангелов происходит оттого, что у них одна цель – служить Б-гу. Так и народ Израиля, если у каждого своя цель, цель свое личное продвижение, какое бы духовное оно не было, то тогда есть споры и раздоры. Потому что цель одного это не цель другого. Но когда они предстали перед горой Синай, перед получением Торы, они поняли, что у них одна цель и это цель не личная, а цель это служить Б-гу, сделать Ему жилище в нижних мирах. И чтобы достичь этой цели, нужны общие усилия, нужно двенадцать колен, у каждого своя особенность и свой путь служения. И это и есть единство, необходимое и неотделимое от самой Торы.

Мы уже говорили в прошлых статьях о понятии «исправление времени». Письменная Тора представляет «линию вечности», линию хесед, она неизменна, у нее есть законченные формы . Устная Тора, наоборот,хранит в себе потенциал постоянного развития, постоянного изменения и приспособления к моменту. И Шавуот, опять таки, это слияние двух этих линий.

Итак, мы говорим о Шавуот, как о времени единства. Единства между рисьменной и устной Торой, единства внутри устной Торы. И единство народа Израиля невозможно также без геров. Две тысячи лет торы начинаются с Авраама, который начал распростронять веру в Творца среди народов, привлекать геров.

 И дарование Торы связано именно с герами, - глава, описывающая дарование Торы называется Итро и мидраш говорит, что дарования Торы не могло быть до момента, пока Итро не признает Б-га. И он называется Итро от слова «йотер», потому что он как бы добавил главу в Тору. Что это за добавление? Это ростки устной Торы, когда человек привносит свое мнение, свое понимание. И геры связаны именно с устной Торой, с линией гвура.

Ицхак хотел благословить Эсава, потому что он думал, что Эсав будет представлять устную Тору, а Яков письменную. Это было ошибкой, но именно из Эсава в основном выходили геры и, можно сказать, создали основание для устной Торы. Во-первых это раби Акива, потомок геров, ученики которого являются основанием для всей устной Торы, во-вторых Онкелос, переведший Тору на арамейский, разговорный язык. И, наконец, Рут, книга которой читается в Шавуот во многих общинах. Рут, прабабка царя Давида вышла из народа Моав, о котором сказано, что они никогда не могут войти в народ Израиля. Но устная Тора говорит, что только моавитяне мужчины не могут стать частью народа, но моавитянки могут. Почему моавитяне не могут войти в народ Израиля? – Тора говорит, что они не вышли навстречу евреям в пустыне с хлебом и водой. То есть, они не проявили свой природный хесед  там где это было нужно. Более того, они наняли Билама поклясть еврейский народ, показав, что их хесед это хесед «клипы». Но женщины не обязаны выходить навстречу из соображений скромности, они не должны быть инициаторами, поэтому к ним претензии нет.  

И этот закон часть устной Торы, часть передаваемой традиции, был принят после того как его озвучил Амаса бен Йетер (Йетер созвучно с Итро), сказавший, что так он принял (что моавитянки могут войти в народ Израиля) от бейт дина Шмуэля.

То есть именно в этой истории наиболее проявляется связь между устной и письменной Торой. И именно эта связь дает начало зарождению царя Давида, зарождению Машиаха.

Итро происходит из Мидьяна и это сторона гвура, как мы сказали (Мидьян – дин). Рут, происходит из Моава, народа, рожденного в результате кровосмесительства Лота и его дочерей. Кровосмесительство (гилуй арайот) в кабале является выражением линии хесед, но неограниченного и потому порочного хесед. Но в случае с дочерьми Лота, как в случае с самой Рут, пришедшей к Боазу и в случае с Тамар и Иегудой и матерью Давида, где женщины как раз выступали инициаторами, это был хесед, более того, вроде бы, запрещенный хесед, но поскольку основа его, намерение были абсолютно чисты и во имя неба (то что называется «авера ле шма» - грех во имя), то это приводило в результате к добру.

Гвура, как мы сказали, относится к устной Торе, где есть свое мнение, но она должна также включать и хесед,быть ограниченной, чтобы понимать, что есть разные мнения и все они правильные (и то и то слова живого Б-га). Все это правильно на уровне понимания и обсуждения. Но закон, алаха это то, что определяет и диктует поведение и там требуется разрешение между двумя мнениями. И это символизирует царь – единное мнение, решение вопроса (про Давида сказано, что алаха всегда устанавливалась по его мнению). И для того, чтобы принять решение, разрешить между двумя мнениями требуется дополнительный хесед, сила принимать решение даже не вполне соответствующее закону Тору, как сказано: царь ломает для себя стену (то есть может проломить, перейти ограду обычного закона).

Поясним это с другого ракурса. Есть понятие истина. Истина это Тора. Это то, что истинно всегда, вечно, абсолютно и неизменно. И это, как мы сказали, линия Якова, эмет, включающая в себя и соединяющая все. Но есть «истина истины» (эмет ла амито) и это то, что верно в этот момент. Представим, что немцы приходят с облавой в дом, где прячутся евреи и спрашивают у хозяина нет ли здесь евреев. Тот может сказать правду, но это не будет истиной, истиной для этого момента. Истиной момента будет как раз таки пойти против правды.

И это то, что привносит в народ Израиля народ Моав, народ, рожденный от запрещенной связи, перешедший правила, но и эта сила и способность в конце концов находит применение. И эта способность то, что необходимо и отличает царя и Машиаха.

Комментариев нет: