Буква заин
Графический вид
буквы ז это
буква вав с короной. И если буква вав, шестая буква относится к сфире йесод, то
седьмая буква относится к седьмой (из нижних, чувственных сфирот) – малхут. Но
корона на голове намекает на то, что называется «ор хозер» (возвратный свет),
когда движение осуществляется не сверху вниз, а снизу вверх – от действий
нижних, и этот свет доходит до кетер. Намек на это есть в стихе «жена – венец
мужа своего» (Мишлей 12:4), т.е. «жена» - нижние, народ Израиля, принимающая
сторона – «венец мужа» - становится влияющей, доходит до венца – кетер и (как
бы) дает Всевышнему – рождает новое желание.
Заин означает на
святом языке оружие. Оружие в Талмуде называется также украшением для мужчины
(поэтому, согласно одному из мнений его можно носить в шабат). Оружие и
урашение объединяются в заповеди тфилин, которая, с одной стороны является
украшением – פאר, для
еврея, а с другой, заповедь тфилин связана с войной.
Сказано, что на войну, в числе прочих, не
выходил тот, кто боялся. Чего же он боялся? – сказано в Талмуде,- своих грехов.
И как пример прегрешения, Талмуд приводит человека, который говорил между
накладыванием ручного и головного тфилина.
Это символизирует
то, что на войну может идти тот, кто не разделяет понимание и действие, голову
и тело. Они неразрывно связаны и должны все время идти и развиваться вместе,
обогащая друг друга – новое понимание приводит к новым действиям, новые
действия закрепляют человека на новом духовном уровне и ведут к новому
пониманию.
Сказано, что
колено, которое первое выходило на войну и отличалось особой силой и мужеством,
это колено Гада и о нем сказано в Торе: «…рубит голову с плечом». И опять мы
видим связь между выходом на войну и соединением «руки и головы» - действия и
понимания. В книге Йецира сказано, что колено Гада соответствует месяцу элуль,
а орган, также соответствующий этому месяцу, это левая рука, что, опять таки,
напоминает нам о заповеди тфилин, накладываемом на левую руку. Тфилин связан с
числом 7 – вокруг руки ремень обвязывают семь раз, а на головном тфилине
изображены две буквы «шин» - одна с тремя, а другая с четырьмя ответвлениями.
3+4=7 так же как и имя Гад (по порядку рождения у Якова, Гад также был седьмым
сыном), где «гимель» равна трем, а далет четырем. 7 это числовое значение буквы
»заин», соединяющей оружие (в руке) и украшение, венец (на голове).
Вообще, число
семь имеет огромное значение и встречается в иудаизме, в различных проявлениях,
очень часто. Это, первую очередь семь
сфирот, относящихся к чувствам и, соответствующие им, семь дней творения. 7
дней творения соответствую 7 тысячам лет, которые будет существовать мир (намек
на это есть в первой фразе Торы, в которой 7 слов и 7-ое это «арец» - земля,
соответствующая малхут, возвышающийся до кетер -воплощения изначальной цели
творения). Это и семилетний цикл шмиты и семь свечей меноры и семь праздничных
дней свадьбы и столько же траура и т.д.
Да и в самой
материальной природе семерка играет важную роль: 7 дней недели, 7 нот, 7 цветов
радуги. Исходя из этого, мы можем сказать, что семерка это гармония в рамках
природы, исправленный и гармонично слаженный мир. К материальному миру,
природе, относятся инстинкты и чувства и когда они гармоничны и служат единой
цели, взаимодействуя друг с другом, то это значит, что «свет находится в
сосудах» и это «мир исправления» (тикун). И главное, что осществляет и
гармонизирует эту связь, это последний, седьмой уровень, подобно тому, как
шабат гармонизирует, т.е. направляет и придает смысл всем дням недели. Потому
что 6 сфирот относятся к «свету» - чувствам и переживаниям, но они должны быть
направлены на воплощение и реализацию в материальном мире. И тогда семерка –
шабат «переворачивается» и поднимается до своего корня.
И тогда
открывается восьмой уровень – выше природы, подобно тому, как дарование Торы в
Шавуот было на пятидесятый день после исхода, после семи недель – 7*7. И тогда
семерка соединяется с кетер, с единицей – אז, что намекает на время Машиаха,
как сказано: «Тогда (אז) воспел
(букв. воспоет) Моше с сыновьями Израиля…».
Эту же идею мы
видим и в количестве заповедей. В Торе есть 613 заповедей и к ним добавлены 7
заповедей от мудрецов. Вместе это 620, что соответствует числовому значению
«кетер». Подобно стиху «жена венец мужа своего», мудрецы, народ Израиля – «невеста
Б-га», добавляют от себя и поднимаются до кетер – «венец мужа».
Есть, кто
связывает значение буквы «заин» с корнем «зан» (זן), что означает либо «вид», либо
«пища» (מזון). «Вид»
намекает нам на отношения мужчины и женщины, на это же намекает «пища», как
сказано (Берешит 39:6): «кроме хлеба, который он ест» и Раши говорит, что речь
идет о жене. «лехем» (לחם) –
хлеб, имеет один корень с «милхама (מלחמה) – война, так как хлеб
добывается тяжелым трудом, в поте лица. И отношения между полами также могут
быть «войной» и противостоянием, а могут достичь высшего единства и гармонии.
На буквах Торы,
как они пишутся в свитке, есть сверху коронки, называющиеся «тагим», а также
«зейнин», потому что внешняя их форма подобна букве «заин». Есть четыре уровня
понимания Торы и четыре способа, как смысл написанного доносится до нас. Вот
они:
|
Смысл
|
Кетер - вера, воля
|
Сод - тайна
|
Интонации (кантилляция)
|
Интуиция
|
Драш – толкование
|
Огласовки
|
Разум
|
Ремез – намек
|
Коронки
|
Чувства
|
Пшат – простой смысл
|
Буквы
|
Инстинкты
|
Из этой таблицы
видно, что «тагим» соответствуют уровню «ремез» (намек). Буквы и коронки присутствуют
в графическом отображении на пергаменте (в отличие от огласовок и интонаций),
но если буквы доносят до нас прямой смысл написанного, то коронки «намекают»,
указывая вверх на что-то более скрытое. В
хасидизме сказано, что корень чувств
выше разума и его источником является «кетер» - корона.
При даровании
Торы, евреи получили две короны – одну за то, что они сказали «наасе» - будем
исполнять, а вторую, за то, что сказали «нишма» - будем слушать, понимать.
Буква «заин» следует за буквой hей, соответствующей действию, письменной Торе и буквы вав, соответствующей
устной Торе (шесть разделов Мишны) и намекает ( даже графически ז ) на две эти короны.
Седьмая сфира
(сверху) называется нецах и означает – либо «ницахон» - победу, либо «нецах» -
вечность. Оба значения становятся нам понятными в контексте буквы «заин». Как
уже было сказано, одно из значений буквы это «оружие», с помощью которого
человек побеждает, это активные действия, изменяющие реальность. Кроме того, «заин»
намекает на кетер, на окружающий свет, у которого нет ни начала ни конца.
Объединив два этих понимания, можно сказать, что действуя на пути преобразования
мира, человек оставляет свой след в вечности и, возможно, этот желание
бессознательно и движет им.
Комментариев нет:
Отправить комментарий