четверг, октября 01, 2015

Суккот 5776 - смысл заповедей праздника

Праздник Суккот (по одному из мнений) отмечается в память об облаках, окружавших народ Израиля в пустыне. И возникает вопрос – почему из всех чудес, сопровождавших сорокалетнее странствование еврейского народа, именно чудо облаков было удостоено специального праздника.
Но перед тем как ответить на этот вопрос следует прояснить почему праздник отмечается именно 15-го тишрея. Дело в том, что облака окружали еврейский народ сразу по выходу из Египта. Но после греха золотого тельца облака исчезли. Почему именно облака, а не колодец Мирьям или манн? Это станет более ясно позднее, пока лишь скажем, что облака, как известно, были в заслугу Аарона и именно он сделал тельца. Поэтому ушли именно облака. Грех тельца был окончательно прощен 10-го тишрея в Йом Кипур, после чего Моше передал народу повеление строить мишкан (переносной храм). Евреи начали приносить необходимые материалы и к 14-ому тишрея все было собрано, а 15-го началась работа по подготовке и обработке материалов для храма. И тогда облака вернулись. Поэтому мы празднуем Суккот в память о тех облаках, которые вернулись после раскаяния и прощения народа.  
Теперь вернемся к первому вопросу и дадим на него два ответа, которые, на самом деле, связаны между собой. Первый ответ, приводимый комментаторами в том, что  манн и колодец – еда и питье – вещи необходимые, в то время, как без облаков можно было обойтись и поэтому они символизируют особенную любовь Всевышнего, дающего сверх необходимого.
Второй ответ в том, что и на манн и на колодец у евреев были жалобы, в то время как по поводу облаков никаких претензий и тяжб не было. Эти два ответа можно связать так, что тяжб не было именно потому, что евреи не считали их необходимой обязанностью Всевышнего, выведшего их в пустыню, по отношению к ним.
Теперь попробуем углубиться в разницу между облаками и манном и колодцем. Еда и питье это то, что человек принимает внутрь и это соответствуют тому, что называется в кабале «ор пними» - внутренний свет, а облака это то, что окружает человека и соответствуют «ор макиф» - окружающему свету. И когда приходит награда, она в последнюю очередь касается окружающего света, как менее необходимого, а наказание, наоборот, первым затронет окружающий свет. Так у нарушившего закон человека сначала отберут свободу и только потом более необходимые блага и в последнюю очередь саму жизнь.
Этот принцип мы видим в законах о проказе, когда за лашон а ра (злоязычие) проказа появляется сначала на доме человека, потом на его одежде и только потом на теле.
Есть связь между Рош а шана, Йом Кипуром и Суккотом в том, что сто трублений в Рош а Шана соответствуют числовому значению слова «схах» (покрытие сукки), а также сказано, что из воскурения, приносимого первосвященником в Йом Кипур в святая святых, происходил (в духовном плане, конечно) «схах» сукки. Попробуем рассмотреть это соответствие глубже.
В Талмуде сказано, что все шофары кашерны, кроме коровьего, напоминающего о грехе тельца, и это подобно тому, как первосвященник, входя в святая святых, менял золотые одежды на белые, чтобы не пробуждать воспоминание об этом грехе. И Талмуд спрашивает – ведь в шофар не трубят в святая святых, а золотые одежды были разрешены во всех остальных местах храма, почему же нельзя трубить в коровий рог? И отвечает Талмуд, что поскольку шофар призван напомнить о нас перед Всевышним, то это подобно присутствию первосвященника в святая святых. Итак, трубление в шофар подобно присутствию в святая святых в Йом Кипур, когда первосвященник разжигал там воскурение перед ковчегом. А трубление в шофар и воскурение являются, как бы, предтечей «схаха» сукки.
Воскурение приносилось первосвященником, потомком Аарона и облаках славы, о которых напоминает сукка, были в заслугу Аарона. Искуплением греха тельца был мишкан, в котором также служил Аарон и который также был временным жилищем, подобно сукке, ведь «постоянным жилищем» должен был быть именно храм (как и облака были временным жилищем евреев в пустыне в течении сорока лет).
Воскурение, приносимое в Йом Кипур, искупало грех  лашон а ра, как сказано в Талмуде (Йома 44а): придет вещь скрытая (воскурение) и искупит скрытое (лашон а ра).
Воскурение приносилось весь год в храме, но только в Йом Кипур оно приносилось в святая святых – в «сокрытом» (от всех) месте. И приносилось оно два раза – утром и вечером,- утром, чтобы искупить лашон а ра (говоримый тайно), а вечером, чтобы искупить, т.н. «авак лашон а ра» букв. «пыль злословия», т.е. не лашон а ра, но намеки на него.
Что такое лашон а ра – то, что разделяет евреев и искуплением его является воскурение (кторет от слова кешер – связь, объединяющая людей), соответствующее ор макиф – окружающему свету, объединяющему всех. И, как мы сказали, наказанием за лашон а ра была нечистота, связанная с макиф – дом, одежда и кожа человека.
И поэтому после полного искупления греха лашон а ра, вернулись облака, после Йом Кипура приходит Суккот – окружающий и объединяющий свет. И все это связано с первосвященником и первым первосвященником – Аароном, о котором сказано, что он объединял людей и устанавливал мир между ними.
И теперь нужно понять, почему именно грех лашон а ра является настолько центральным, что его искупление зависит, практически от главного служения в Йом Кипур?
Дело в том, что к греху, к ошибке можно прийти с двух сторон – правая сторона – это сторона страстей и влечения человека к объекту своего вожделения и левая сторона – это идеология, когда, наоборот, все подгоняется под заранее созданный шаблон. И было два основных греха у народа Израиля – это грех тельца и грех разведчиков. В грехе тельца было, как пишет Раши, идолопоклонство, убийство и разврат (Шмот 32:6). И грех тельца это грех «правой стороны», т.к. они пошли за своими глазами, за своими желаниями. Но в грехе разведчиков главной составляющей был лашон а ра, который равен трем вышеупомянутым грехам вместе (Эрхин 15б), когда не было страстей и желаний, но беспричинная ненависть таилась в сердце.
Было ли искупление у греха тельца? С одной стороны – да, ведь Всевышний простил их и вновь даровал скрижали. С другой стороны, мудрецы говорят, что нет бедствия, постигшего Израиль, в котором не было бы немного от расплаты за грех тельца, основываясь на стихе:  А в день, когда Мне взыскать, Я взыщу с них за их грех (Шмот 32:34). Но понять это можно так – есть, как мы сказали, два вида грехов и грех тельца относился к первому виду и этот грех был искуплен. Но стих говорит о будущем грехе, который предвидел Всевышний – грехе разведчиков (Раши Бамидбар 14:33) и это грех лашон а ра и беспричинной ненависти. То есть, пока есть только одна сторона греха, ее еще можно вынести, можно искупить, но когда проявляется и другая сторона – наказание настигает и за первый грех также.

Суть первого вида грехов в том, что они нарушают единство Б-га в мире, но лашон а ра и ненависть среди народа Израиля также нарушают это единство. Есть два вида единства: первый, когда все одинаковы, а второй, когда все остаются на своих местах, но идут к одной цели. И два вида этого единства выражаются в двух заповедях праздника Суккот. Сукка уравнивает всех, все находятся в ней одинаково, что выражает уравнивание перед лицом Б-га и это исправляет грех золотого тельца, нарушивший единство Б-га. Но четыре вида растений, символизирующие четыре вида евреев, выражают единство народа, когда каждый остается на своем месте, но все идут к единой цели, поэтому между ними мир.

Комментариев нет: