среда, октября 07, 2015

Буква каф - כ

Буква каф

Буква каф соответствует кетер – высшей из сфирот. Гимматрия слова кетер = 620 и это соответствует 613 заповедям Торы и 7 заповедям мудрецов, т.е. является целостностью и завершением всей Торы.
Тора исходит из сфиры хохма (Зоар) и это мудрость Всевышнего. Но заповеди мудрецов это то, что не сказано в Торе, что мы должны сами угадать и это соответствует кетер – высшему желанию. Подобно тому, как самое интимное и сокровенное желание не может быть высказано, а о нем нужно догадаться, так и заповеди мудрецов, как бы, угадывают высшее, сокровенное желание Б-га, о котором говорится в Торе лишь намеком. Интересно, что гимматрия саой буквы каф = 20, а числовое значение слова «עשרים» - двадцать, также равно 620.
Также и последняя буква в 10 заповедях это каф , в слове «לרעך» (ближнему твоему). А первая буква 10 заповедей это «алеф» (אנוכי), которая также соответствует кетер, как уже говорилось и это символизирует связь и единство начала и конца. Как первая так и последняя из 10 заповедей отличаются тем, что относятся не к действиям, а к скрытой системе верований и чувств (первая заповедь это заповедь веры – Я Г-сподь Б-г твой, а последняя относится к чувствам – не возжелай). 
На кетер указывает и полное написание самой буквы каф – כף – каф + пей = 100, что указывает на раскрытие и полноту всех сфирот.
Значения у буквы каф два – ладонь (также ступня и ложка) и подчинение (от слова кфия – כפיה). Предыдущая буква йуд, как мы говорили, означает руку и каф является продолжением и завершением – ладонью руки. Интересно, что полное написание йуд – йуд+вав+далет = 20, что также связывает буквы йуд и каф.
Развивая и завершая букву йуд – руку, каф является окончанием действия – именно ладонь завершает действие. Действие это изменение реальности, подчинение мира  - כפיה (кфия), «подчинение» реальности. Разрешено ли такое действие, изменение реальности, не является ли оно насилием?
Так колдовство, к примеру, это насильное подчинение реальности, реализация или убыстрение процессов, которые не должны были произойти естественным путем. Если человеку что-то не полагается и он, тем не менее, силой привлекает это в мир, то нарушается баланс и тогда он потеряет в другом. Притянутая силой вещь, к которой человек не готов будет ему лишь во вред. Это справедливо даже по отношению к тем вещам, которые полагаются человеку, но время для них еще не пришло. Так было с грехом Адама, ведь мидраш говорит, что если бы Адам подождал три часа, ему было бы разрешено есть с плодов этого дерева, так было и с Давидом, ведь сказано, что «уготовлена была Бат Шева для Давида с шести дней творения, но он съел незрелый плод». 
Действительно, физическая работа в материальном мире является результатом греха Адама: А человеку сказал Он: За то, что послушал ты голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я повелел тебе так: Не ешь от него! - проклята земля из-за тебя, с мукою будешь есть от нее во все дни жизни твоей.  И шип и репей произрастит тебе, и будешь есть траву полевую. В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься.
И одна из букв, которая была изменена в результате греха, это буква каф – она «согнулась» - «каф кфуфа». То есть, материальное действие, изменение реальности является результатом греха. До греха действие не было облачено в такие материальные оболочки и более явно было видно влияние Всевышнего. Адам не отказалмя от действия, решив подчинить мир своему желанию (какими бы высокими и святыми мотивами оно не было бы мотивировано) и результатом стало видимое отдаление мира от Б-га и необходимость воздействия на физический мир и соответственно возможность еще большей ошибки и попытки подчинения мира себе.  
С другой стороны, нужно сказать, что такой способ изменения мира Тора разрешила, в отличие от использования различных способов влияния на реальность и подчинения ее своим требованиям. Именно простое физическое действие разрешено как путь изменения реальности, но и оно должно осуществляться со смирением и верой, как сказано – «сеет и верит в Творца мира». Как мы уже писали в объяснении буквы бет, иногда, наоборот, чрезмерная пассивность и отказ от действия, являются признаком слабой веры и боязнью оступиться и впасть в «крепость моей руки совершила это». Так как желанием Б-га было именно жилище в нижних мирах, а нижний мир подразумевает работу человека и его освящение средств и процессов материального мира, но, одновременно с этим, это освящение произойдет только тогда, когда целью их будет раскрытие Творца и восприниматься они будут только лишь как проводники Его воли.
Парадокс и напряжение между божественным управлением миром и свободой воли решается только во времени – до действия человек смотрит со стороны свободы воли, после действия – со стороны предвидения и управления, т.е. так, что результат зависел не от его действий, не от его выбора, а он был лишь инструментом божественной воли. Это касается даже грехов человека (и здесь этот парадокс выступает во всей своей силе) – и грех был в замысле Б-га, для того чтобы потом совершить раскаяние и осветить более глубокую темноту, недоступную до греха. Но это очень опасная тема, потому что не дай Б-г можно подумать, что грех можно совершить чтобы потом раскаяться. Этот подход может работать только постфактум, после того, как человек пытался реализовать свою свободу воли и не упасть и у него не получилось. Тогда перед ним открывается новый выбор – раскаяться и исправить свое падение, либо оставаться в замкнутом круге причинно – следственной связи, и тогда Б-жественное провидение все равно реализуется, но не через него.
В этом проявляется связь между двумя объяснениями буквы «каф», как намека на кетер – высшее желание и как действия в физическом мире.



Комментариев нет: