понедельник, апреля 03, 2006

Ту би шват

Полевое дерево

“Ки адам эц а саде” – потому что чедовек – полевое дерево. Именно с деревом сравнивает Тора человека. И здесь, конечно, возникает вопрос почему? Можно предложить много сравнений. Можно сказать что Тора хочет сказать о том что человек равен по значимости полевому дереву – он так же растет, цветет и опадает, законы природы так же властны и над ним. Можно увидеть главное в плодах – это цель жизни дерева и человека, как сказано « дети праведников – их добрые дела». Но мне кажется что главное в сравнение с деревом другое. Дерево не может жить без корней. Дерево не передвигается по земле, там где проросло семя, там оно и останется и пустит корни. Дерево не оторвать от земли. Здесь Тора учит нас что таков и человек, он не может без корней. Любому человеку требуется какая-то связь с корнями – с семьей, народом, культурой.
После этого особенно трудно понять как вообще возможна такая вещь как «тшува», то что в обиходе называется возвращением к религии, к соблюдению традиций. Ведь человеку придется очень многим для этого пожертвовать. Он должен будет отказаться от многих привычек, от своих желаний, часто это может привести к проблемам в общении с друзьми и семьей, не понимающими его нового пути. Но более того, ведь человек теряет свои корни. Жить по Торре это не означает продолжать жить обычной жизнью, какая была до этого, плюс соблюдая некоторые законы (хотя это, конечно, минимальный уровень). В идеале Торой должна быть пропитана вся жизнь человека: его взгляды и чувства, его работа и досуг. Нет места и времени свободного от жизни по Торе, как нет места свободного от Б-га. Возможно ли это, так оторваться от своих корней, от своей культуры и все изменить?
Ответ лежит в том, что человека не отрывают от корней. Наоборот, ему предстоит найти более глубокие корни. Дело в том что у каждого еврея есть еврейская душа. Душа, которая неразрывно связана со своим Создателем и со всем остальным еврейским народом. Бывает что эта душа растет на чужой почве, в чужой культуре. И она томится, оторваная от своих корней. А мы не сознавая этого, но чувствуя беспокойство все пытаемся предложить ей что-то другое. Разве можно предложить дочери царя крестьянскую еду? Разве выйдет замуж принцеса за простолюдина? Все о чем мечтает наша душа это вернуться в царский дворец, есть привычную для нее еду, общаться с подходящими людьми. «Тшува» происходит от корня «шов» - возвращение. Именно это и есть тшува – возвращение к своим корням, к своему народу, к самому себе. Мы не отрываемся от земли, а наоборот, возвращаемся в родную почву. Потому что без этого нельзя. Потому что человек – полевое дерево.

Комментариев нет: