понедельник, апреля 17, 2006

Песах

Песах – это, как известно праздник свободы. Освобождения от рабства физического и духовного. И здесь возникает вопрос – а что такое свобода. Первый ответ, приходящий на ум гласит, что свобода – это возможность человека делать то что он хочет. И чем больше он может себе это позволить, тем более он свободен. Именно этого, можно сказать, ищут люди в наркотиках, алкоголе и т.п.- выйти за границы, за ограничения обыденности, почувствовать новое. Даже такие вещи как любовь и искусство попадает под это определение. Везде люди ищут новые чувства, новую глубину, новые оттенки. Но могут ли они действительно выйти «за границы»? Ведь все что человек найдет в себе, как бы глубоко это не было, все это является частью его самого, - он навсегда заключен в собственных границах. Следуя своим страстям и деланиям, какими бы возвышенными они не были человек подчиняется собственной природе. Одному, если он захочет дать выход своим страстям, нужно будет что-нибудь разбить, другому что-нибудь построить. Когда человек следует за своими инстинктами, позволяя себе все что захочется, он не является свободным, наоборот, он по-настоящему в плену у самого себя, у своей природы. Но то же самое, если человек следует своим возвышенным чувствам только потому что ему так хочется. Он также в плену у своей природы, хотя и более возвышенной. И здесь мы приходим, вроде бы, к парадоксальной мысли: свобода возможна там где есть обязонность. Поясним эту идею. Только когда человек поступает тем или иным образом потому что он обязан, не в том плане что его вынудили, но в том что он чувствует внутреннею обязанность и ничто другое, никакие иные соображения на него не влияют, только тогда, не чувствуя внутреннюю потребность, но только долг, он по-настоящему проявляет свою свободу. Говоря словами Рамбама «поступающий по истине потому что это истина». Не рай и ад, т.е. наказание или награда, ни должны в таком случае быть для него частью аргументов. Только тогда человек выходит за собственные границы, «работая» на другого он выходит за свои рамки. Тот кто хочет найти Б-га, поднимается по ступеням познания и святости все выше и выше. И именно там, на самых высоких высотах он понимает что всегда будет скован собственным «я» и это всегда будет границей, пропастью между ним и Творцом. Тогда он понимает что здесь нужно полностью отказаться от себя, от своих чувств, от своей близости с Ним и пойти до конца за Его волей. Парадоксально, но именно там, где наиболее темно, где чувства и ощущения притуплены, именно там возможно полное слияние. Очень наглядно эту идею демонстрирует хасидское объяснение на строчку из псалмов: «если поднимусь в небо – там Ты и если опущусь в преисподнюю – Ты предо мной». Комментарий гласит: если поднимусь в небо – если я поднимаюсь и поднимаюсь по ступеням познания и служения, то Ты всегда – «там», далеко, никому не дано приблизиться. Но если я забываю о себе, о своем возвышении и спускаюсь в мир для исполнения Твоей воли, Ты передо мною.
Одной из целей творения было желание Творца сотворить себе жилище в нижних мирах. И забывая о себе, опускаясь в мир ради этой цели, человек выходит за собственные границы, раскрывает ту божественную душу которая в нем. Эта же цель нисхождения нашей души вниз, в материальное тело. Для неё самой предпочтительней было бы оставаться там, в высших мирах, наслаждаясь близостью к Творцу, а не спускаться в грубость и темноту нашего мира. Наши мудрецы говорят что для души, нисхождение в этот мир, в телесную оболочку, много хуже чем если бы царский сын привыкший к роскоши дворца, был брошен вдруг в узкую темницу. Тем не менее именно в материальном мире возможно наиболее полное слияние с Творцом через исполнение его воли. Когда я общаюсь с кем-то и получая от этого удовольствие все же остается мое я отдельное от другого. Когда даже я исполняю его волю потому что мне тоже этого хочется, все еще я служу себе. Исполняю его волю потому что мне тоже этого хочется, все еще я служу себе. О когда исполнение чужой воли является для меня обязанностью, долгом, тогда мое я как бы перестает существовать. При этом Творец хотел чтобы были «нижние», чтобы были не ангелы – роботы, но кто-то кто может сказать «нет». Именно осуществляя свою свободу выбора человек исполняет волю Творца, чтобы с одной стороны были «нижние» и с другой чтобы они были «жилищем» для Творца.
Пока человек остается в рабстве у фараона, в системе ценностей «фараона», его свобода выбора остается нереализованой. Даже в лучших своих проявлениях он всегда будет служить себе, оставаться в собственных границах. (мицраим – на ивр. Египет происходит от слова мейцарим – ограничения) Невозможно самому выйти из Египта, невозможно самому вытянуть себя за волосы. Только вмешательство извне, божественное вмешательство способно вытащить человека из ограничений. И это одна из главных идей Песаха. Песах происходит от слова «пасах» на ивр. миновал, перешагнул. Б-г миновал дома евреев во время казни первенцев, однако не только в этом смысл названия. Во время исхода Б-г миновал все обычные, нормальные этапы человеческого развития. Люди которые еще вчера были рабами в физическом и духовном смысле, вдруг за несколько дней стали свободными людьми в том понимании о котором говорилось выше. Здесь практически нет человеческого участия. Песах - это основа еврейского народа, а в личностном плане основа человека и этот первоначальный выход из границ на свободу не может быть произведен человеком. Это основа веры, а вера не результат человеческих усилий. Ее можно развивать как зрение, но никто не скажет что способность видеть это результат человеческих усилий. Вера это определенный вид духовного зрения. И основа ее божествнное раскрытие. Возможна, конечно, вера чисто интелектуальная, однако она не будет являться тем выходом «за границы» о котором говорилось. Именно это демонстрирует мидраш об Аврааме который дошел до понимания что есть творец у мира, который вне его, самостоятельно, но только после испытаний Б-г раскрылся ему поставив его на качественно новый уровень. Именно с этого уровня и начинает Тора рассказ об Аврааме словами «лех леха» - уйди, что означает полный уход от старого уровня в другое измерение. Та же вещь происходит в «гиюре» - переходе в еврейство. Человек который и так верил в Б-га должен перейти на другой уровень при котором он как бы лишается всего человеческого. Этот переход не может осуществиться самим человеком, а только извне, как и с Авраамом.
Это же символизирует маца которую Зоар называет «хлебом веры». Маца это хлеб бедности – бедности духовной, когда у человека нет ничего своего, ни мыслей ни чувств. Именно эта же маца становится символом освобождения, потому что настоящее освобождение возможно лишь тогда когда человек идет за Б-гом, когда у него нет своего. Здесь раскрывается еще одна важная идея Песаха и это приход к свету через тьму. Только потеряв себя можно обрести Б-га. Необходимо потерять все и все поставить в сомнение и остаться без почвы под ногами. Там, в этой тьме человеку открывается Творец, там обретается вера. Хлеб бедности превращается в хлеб освобождения. Здесь можно понять мидраш который говорит что четыреста лет которые евреи должны были быть в изгнании, начали отсчитываться от рождения Ицхака, так что реально в Египте евреи пробыли всего двести десять лет. И вроде бы непонятно, ведь Ицхак сам не был в изгнании? Но смысл, наверно, в том что уже Ицхак не получил всю веру от Авраама, а начал самостоятельно проходить тот путь который прошел Авраам – через тьму к свету. Поэтому четыреста лет изгнания – тьмы можно было начать считать уже с него.
В личном плане для каждого это должно быть время когда он выходит из рабства, из ограничений, а значит оставляет свое понимание, свое дурное начало - эго полностью, которое в течение всего года необходимо, так как движет человека вперед, и идет только за Б-гом, только за верой. Это называется «кабалат оль» - принятия ярма и именно это должно быть основой служения. Именно это выводит человека за границы. Когда это является основой, тогда потом, в течение всего года он уже может использовать «хамец» - закваску, символизирующий его «я», его понимание, его эго, без опасности что это понимание и это служение будут служением себе, будут в «границах».
В Песах Всевышний раскрыл через десять казней и исход, что он управляет миром и может вмешиваться и менять его законы и нет в мире силы кроме Него.

Комментариев нет: