понедельник, апреля 03, 2006

Ва икра

Книга «ва икра» начинается словами:» и призвал Б-г к Моше из шатра откровения». Книга «ва икра» называется также книгой коэнов (священослужителей) потому что большая часть ее посвящена жертвоприношениям. Жертвоприношение означает собой отречение от мира. Плоть становится огнем и дымом возносится к небесам на глозах приносящего жертву, символизируя исчезновение и вознесение материального мира. Мудрецы говорят что сейчас, когда жертв нет, жертвоприношениям соответствует молитва. В молитве как и в жертвоприношении человек возвышается над материальным миром, более того возвышает материю с собой. Мир как бы исчезает, теряет свои очертания. Это движение снизу вверх, от человека к Творцу. Но если все это так то книга должна была начинаться (а каждое начало включает в себя главную суть) с того что Моше возвал к Б-гу, а не наоборот.
И жертвоприношения и молитва называются нашими мудрецами «авода» - служение. И именно там наиболее возможна ошибка именуемая «авода зара», буквально чужое служение. Жертвоприношение было очень распостраненно в свое время. Тем не менее сейчас современному человеку это представляется частью дикого языческого культа. Прчина этому в основном именно в извращении жертвоприношений. Вместо полного подчинения своей воли Творцу, слияния с Ним жертвы у язычников приносились для того чтобы умилостить их богов и для достижения собственных интересов. Действие то же, но малейшее изменение цели превращает все в «авода зара». Тоже самое с молитвой. Молитва это служение, а не средство для достижения целей. Всевашнему не нужна «взятка», но Он, благословенно имя Его, желает чтобы человек исполнял Его волю и связывался с Ним. Чтобы все наши насущные проблемы : деньги, здоровье, разум, мы просили бы у Него, раскрывая что на самом деле Он единственный источник всего этого. Таким образом, как и в жертвоприношении, весь материальный мир возвышается, обретает свой смысл в Нем. Для того чтобы такое служение было чистым, ему должно предшествовать полное подчинение Его воли, без малейшего эгоизма, то что в хасидуте называется «принятие ярма». Это отмена своей воли перед Его. Первично «наасе» (будем делать), первична алаха (закон). Поэтому даже такая (а, может, особенно такая) вещь как жертвоприношения и молитва, являясь движением человека к Творцу, все равно в основе своей должна иметь Его волю. Поэтому то книга и начинается словами :»и призвал Б-г Моше« и т.д. Именно с Его слова, приказа может и должно начаться любое служение, каким бы «человеческим» оно не было.

Комментариев нет: