суббота, октября 25, 2008

Еще раз о сказке голый король или еще немного об одежде

Смысл сказки «голый король» лежит на поверхности. Однако, потрудимся все же объяснить и его. Король, несомненно, глуп и это сразу позволяет идентифицировать его с «ецер а Ра» - дурным началом, названым царем Шломо «старым и глупым королем». Есть старая хабадская песня со следующими словами: «эй, ты, дурень Марку, что ты едешь на ярмарку, не купляешь не продаешь, только робишь сварку». Поясняют, что в этой песне поется как раз о «ецер а ара», дурном начале, который и здесь назван дурнем. Ведь он не выигрывает на самом деле ничего, предлагая людям свой дешевый товар.
Король глуп, однако он царствует. И главное его занятие это переодеваться. Ведь для того, чтобы всегда оставаться в «моде», ецер а ра должен постоянно представать в новых одеждах, воспаляя воображение. Однако на самом деле король голый. Он голый еще в начале, гол все время, мошенники лишь помогают вывести это на свет. Это должны быть именно мошенники, как написано «с уловками воюй с ним» (с ецер а ра).
Чтобы вывести мошенника на чистую воду, а ведь ецер а ра сам мошенник, скрывающий свою истинную (голую) суть под различными одеяниями, нужно самому немного «смошенничать», повести себя так как он. На иврите «аром» - хитрый и «эром» - голый – однокоренные.
Как же мошенники развенчали царя? Они поймали его в его собственные сети. Именно потому, что он глуп, он тщательно скрывает это за различными одеяниями и не может признаться, что он глуп.
Что же происходит со всеми, кто ему прислуживает? Здесь срабатывает эффект толпы. Каждый в одиночку видит, что король гол, но боится признаться, думая, что проблема в нем, а не в короле. Это то, что происходит в действительности. Все одеяния современного «короля» пусты, однако большинство боится признаться в этом. Люди танцуют на дискотеках, проводят все свободное время в различных клубах, в поездках, в вечных поисках новых развлечений и удовольствий. Внутри большинство чувствуют неудовлетворенность и пустоту, но бояться крикнуть «король голый», боятся сорвать маску, думая, что проблема в них. Люди мучаются мыслью о смерти, о смысле их жизни, но поскольку это непопулярно, поскольку в современном мире нужно выглядеть счастливым и улыбающимся, то они прячут все свои мысли внутри себя и редко даже сами заглядывают в эти чуланы. Или ты просто глуп или не на своем месте, ты выпадаешь из хода своего времени, своего окружения. И маячащее при этом одиночество отпугивает людей и заставляет их играть на руку королю.
Интересно, что и сам король оказывается при этом « не на месте», ибо вся задача нечистоты и «другой стороны» в этом мире, это, чтобы их перебороли, чтобы раскрыли их обнаженность. Хитрым и «голым» был змей, однако Адам, поддавшись ему оказался голым сам. Теперь и Адаму потребовалась одежда – «бегед» от слова «бгида» - измена, и он теперь должен играть и скрываться в первую очередь от себя самого.
После того как мошенники сделали большую часть работы – что остается теперь. После этого нужно лишь качество ребенка – это говорить правду. То есть противоположно тому, что требовалось до сих пор. Сначала нам требовались качества мошенников, чтобы раскрыть обман, нужно было быть ловкачом, хитрецом, чтобы раскрыть истинную сущность врага. После того как это сделано требуется, наоборот, простота. Быть ребенком, который называет веши своими именами и уметь крикнуть «а король – то, голый». То есть недостаточно просто «обнажить короля». Многие люди, прекрасно сознавая, что «король голый», что за всеми удовольствиями и развлечениями, за всеми красками и одеждами этого мира, стоит пустота, тем не менее, продолжают жить той же жизнью ничего не в силах изменить из-за страхов, о которых говорилось выше. Но ребенок-то всегда «на своем месте». Он воспринимает жизнь непосредственно и идет за тем, что видят его глаза.
Можно сказать, что качество «мошенников» это бина, это умение выявить истинную суть предмета. А качество ребенка это хохма – непосредственное видение, перед которым отступают все мнимые страхи и сомнения.

Комментариев нет: