суббота, октября 25, 2008

Берешит комментарий к недельной главе

В эту неделю мы читаем главу Берешит – первую главу Торы. В ней рассказывается о первых десяти поколениях человечества, от сотворения мира до потопа. Однако, в первом же комментарии на Тору, Раши спрашивает, зачем нужно было начинать Тору с рассказа о сотворении мира. Ведь слово Тора происходит от слова «ораа» - указание,- вся Тора это руководство к действию, указание как надо себя вести человеку в этом мире.
На этот вопрос Раши отвечает так: рассказ о сотворении мира приведен в Торе для того, что когда народы мира скажут евреям, что они захватили землю семи народов, то евреи ответят им, что всю землю создал Всевышний и когда захотел дал им и когда захотел отобрал у них. И непонятно: если народы мира, задающие вопрос верят в Тору, то неужели только из этого рассказа Торы можно им ответить? Ведь в Торе прямым текстом написано, что Б-г обещает землю Израиля еврейскому народу и заповедует им завоевать ее. А если эти народы не верят в Тору, то, что поможет, что мы ответим им, приводя доказательства из Торы? Кроме того, как ответ, который приводит Раши может объяснить зачем нужны все остальные рассказы в книге Берешит и вообще все истории, приведенные в Торе не связанные с указанием к исполнению заповедей?
Рабейну Бехае в предисловии к книге Берешит пишет, что рассказ о сотворении мира необходим, потому что на вере в сотворение мира из ничего основана вся Тора, все чудеса ее и все пророчества. И тоже возникает вопрос, неужели рабейну Бехае не знал то, что написано в Мидраше, что рассказ о сотворение мира нужен лишь как ответ на претензии народов мира?
Начнем отвечать на все эти вопросы с ответа на второй вопрос. Тот ответ, что приводит Раши в своем комментарии означает лишь, что мы не должны думать, что истории, приведенные в Торе не являются руководством к действию. Это показывает нам Раши в своем первом комментарии. Также как рассказ о сотворении мира является руководством к действию, - к ответу на претензии народов, также отсюда следует понять, что и все остальные истории, приведенные в Торе, следует рассматривать именно так. Следует учить Тору не как рассказ, не как историю, а как живую, актуальную книгу для каждого поколения, для каждого человека в каждый час его жизни.
Теперь ответим на остальные вопросы. Несомненно, главное, чему учит нас рассказ о сотворении мира, это то, что мир не вечен, а сотворен из ничего, имеет начало и конец. И именно из этой веры, из понимания этой истины следует ответ народам мира. Если бы мир был вечен, то претензия народов мира была бы оправданной. Если бы не было творения и Творца, то люди были бы как равноправные участники в этой игре. И поэтому ответ народам мира должен основываться именно на вере в творение. Только приняв от еврейского народа веру в творение мира из ничего, народы мира могут согласиться с правом евреев на святую землю.
Отсюда можно учить также, что миссия еврейского народа в этом мире в первую очередь нести народам мира веру в сотворение мира из ничего.

Комментариев нет: