пятница, мая 22, 2009

Тора и дерех эрец

«Если нет «дерех эрец» - нет Торы, если нет Торы – нет «дерех эрец»». Это высказывание наших мудрецов в трактате Авот. Дерех эрец, что переводится буквально как «путь земли», означает в данном случае качества характера, правильное человеческое поведение. Но даже не зная этого, вопрос возникает сам собой – это изречение представляет собой замкнутый круг, а поэтому не только невыполнимо в прикладном плане, но и бессмысленно логически. Если а невозможно без б, а б без а, то мы неизбежно оказываемся в ситуации курицы и яйца – где же причина, а где следствие?

Чтобы избежать парадоксов, попробуем разделить каждое из представляемых нам понятий на два, но перед этим сделаем небольшое вступление. В Пророках Творец говорит: потому что Мои мысли не ваши мысли и пути ваши не Мои пути. Можно рассматривать это как констатация того факта, что людям не дано понять Ашема. Именно так эта фраза обычно и рассматривается, как щелчок по носу человеческой гордыне. Однако можно рассматривать эту фразу и как горький упрек Б-га, обращенный к народу Израиля – как вы упали, народ Израиля – Мои мысли не ваши, то есть мы не находим общего языка – вы отошли от Торы, а пути ваши не Мои, то есть поступки ваши не угодны мне. Адмор а закен, комментируя этот пасук, обращает внимание на то, что в первой части сначала говорится о мыслях Ашема, а во второй сначала упоминаются пути людей. Поэтому он комментирует этот пасук так: Мои мысли не ваши мысли, тогда когда ваши пути не Мои пути. То есть мысли вторичны, для того, чтобы человек проникся разумом Торы, ему следует в первую очередь исправить свое поведение, свои качества. И это соответствует утверждению «если нет дерех эрец, нет Торы». Но ведь существует и вторая часть утверждения, в которой показывается необходимость Торы – правильных мыслей для приобретения дерех эрец. И это вполне логично, ведь не зная что и как нужно исправлять, что именно, каких качеств требует от нас Тора, как же мы можем выполнять и следовать по путям Б-га.

Для разрешения этого противоречия, требуется, как уже говорилось выше, разделить и дерех эрец и Тору на две части. Первичный дерех эрец это дерех эрец предшествующий получению Торы, это те минимальные человеческие качества, которые человек может и должен приобрести сам. Если человек мерзавец и подлец, то Тора, оросив как дождь его душу, будет способствовать усилению этих его качеств. Тора изначально будет восприниматься этим человеком через кривое зеркало его низкой души. Получить Тору – стать евреем означает пройти все предшествующие этапы, а потом лишь подняться на еще один уровень.

Впрочем и в самой Торе можно различить то принятие Торы, которое соответствует дерех эрец. Ведь, как известно, евреи на горе Синай сказали «наасе ве нишма» - будем исполнять и слушать (понимать). Но как же возможно выполнить что-то не послушав, не зная о чем идет речь? Имеется в виду, что первоначально человек принимает на себя заповеди Торы не приняв их внутри, не осознав и не отождествив себя с ними. Это необходимый уровень веры (доверия), когда человек принимает на себя исполнение заповедей как принятие ярма, как абсолютную волю Б-га. И это первоначальный уровень не технически, что, мол, обычно человек не может сразу понять мудрость Творца, а необходимый, абсолютный потому что служение должно быть основано на вере, именно такое служение можно назвать служением Б-гу, иначе же, если исполнение изначально основывается на понимании, то это служение себе, ведь человек исполняет потому что понимает, видит пользу.

Второй этап это этап понимания, внутреннего слияния с заповедями Торы, а Тора это мудрость самого Творца.

После этого приходит этап Торы, но на другом уровне. Про это сказано: дает мудрость мудрым. Т.е. тот, кто проникся Торой через свои усилия и старания, получает более глубокие познания и откровения. И его усилия и новые откровения подводят к новому этапу в дерех эрец. Это уже совершенно другая дерех эрец, не общечеловеческая, а тонкая личная работа по совершенствования личности. Кроме того, согласно сказанному выше новое знание, открывающее для него новые границы будет восприниматься им на уровне веры, пока он не отождествиться с ним вновь и весь процесс будет повторяться дальше и дальше, как сказано, что мудрецам нет покоя ни в этом ни в будущем мире, когда они идут от победы к победе.

Комментариев нет: