четверг, мая 21, 2009

"Согрешу и раскаюсь". Тшува.

«Там, где находятся раскаявшиеся, даже совершенные праведники не могут устоять». Другое известное изречение мудрецов гласит, что говорящему – согрешу и раскаюсь, не дают возможности раскаяться (или, как минимум не помогают в раскаянии). И объясняется это тем, что человек в данном случае использует само понятие тшувы (раскаяния) как средство для греха. Также человек не может изначально пойти против законов Торы ради Всевышнего, как, например, есть свинину для того чтобы у него были силы молиться и учить Тору (хотя мудрецы и упоминают понятие «авера ли шма» - грех во имя Б-га, который выше чем «мицва ло ле шма» - заповедь не во имя, тема эта очень тонкая и опасная и конечно не дана как руководство к действию для всех). Именно в этом, как объясняет Рамхаль, и заключался грех первого человека (а следовательно это является архетипом для любого греха в той или иной мере), что он сознательно решил опуститься на более низкий уровень, на уровень, где добро и зло стали бы внутренней частью его самого, чтобы оттуда, из тьмы служить Всевышнему. Ведь цель созданию мира была «жилище в нижних мирах», а значит, чем ниже мир, тем ближе цель и больше прославление Творца. Этим же соображением руководствуется божественная душа каждого еврея, ведь, так или иначе, выполняется цель творения – или жилище – при исполнении заповедей или «нижние миры» при увеличении греха и тьмы. В чем же неправильность такого подхода, где кроется ошибка?
Конечно, самый простой ответ на этот вопрос, то, что Ашем сказал так не делать, это против его воли. «Выбери жизнь» - это повеление Торы говорит о том, что нужно идти по пути, который предлагает нам Тора. Это «лехатхила» (изначально). Изначально нам дана свобода выбора, и мы должны осуществить ее так, как повелел нам Ашем. Но «бедиавад» (постфактум), т.е. после совершения греха, мы можем воспользоваться и второй возможностью, которая открыта нам, а именно – всеведение Творца, то, что все двигается согласно Его замыслу и ведет к раскрытию Его единства. Все. И даже грех. Это, так сказать, второй, запасной вариант. Но изначально, как уже говорилось, мы должны вести себя согласно тому, что Он повелел в Торе. И именно это должна разумная душа «объяснить» божественной, для которой нет разницы между раскрытием через добро или зло, тьму или свет.
И все же – почему? Почему изначально мы не можем воспользоваться проходом через тьму, исправляя ее. Конечно же, потому что никто не в состоянии предугадать заранее выстоит ли он в этом испытании, не останется ли он полностью погруженным во тьму без возможности даже вспомнить о прежнем своем положении. И все же этот ответ не полный. Мы действительно видим, что, несмотря на все те величайшие эпитеты, которыми наши мудрецы наградили тшуву, ее не всегда достаточно. Не хватило же ее для Адама, чтобы он смог вернуться в Ган Эден. Но ведь он раскаялся, а, значит, поднялся даже выше своего прежнего состояния.
Все это можно объяснить тем, что грех (и заповедь) действует в двух направлениях. Первое – личностное, как грех повлиял на душу человека, на его жизнь и духовный уровень. Второе – результат греха в мире, цепочка событий, рожденных от греха. Самый яркий пример тот, о котором мудрецы говорят «искривленное невозможно исправить», это человек родивший мамзера (незаконнорожденного) от запрещенной связи. Какую бы тшуву человек не делал – факт не изменить. И хотя сила тшувы сильна, ведь она сотворена до сотворения мира, то есть, мир «подстраивает» себя под тшуву, все же есть какие-то рамки, зависящие от последствий греха. Что если мамзер женился и родил еще мазеров? Что если лашон а ра, сказанный человеком, разошелся по свету и его услышали тысячи людей? Сможет ли тшува, пусть даже самая высокая устранить все последствия?
Почему будет день страшного суда для всего человечества, если каждого человека уже судили после смерти, и он уже очистился, понеся определенное наказание? Ответ в том, что человека судят и очищают на том уровне, на котором грех повлиял на него самого. Но за цепочку событий, рожденных грехом судить невозможно, ибо до конца времен, до конца истории, эта цепочка еще не завершена. Каждый грех, умножающий тьму, увеличивающий «отсутствие» Творца и усиливающий «нижние миры», продолжает жить и «творить» свою тьму. И хотя, опять таки, все идет по плану Ашема, согласно Его всезнанию, Он повелел нам в Торе, в Его Торе, путь «создания жилища», а не путь «создания нижних». Это Его воля. Здесь же мы лишь объяснили с «технической» точки зрения почему человек не может изначально совершить грех, чтобы потом сделав тшуву подняться на более высокий уровень, чем до греха.

Комментариев нет: