Тема ахдут ашем невероятно сложна и «опасна», в том плане, что ошибись мы, вероятность «апикорсута» (еретичества), ошибки, касающийся основ веры весьма близка. С другой стороны, и не занимаясь этой темой, мы весьма вероятно можем пребывать в блаженном состоянии ошибки, даже не подозревая об этом. Поэтому мы попробуем осторожно, шаг за шагом раскрыть эту тему, основываясь на то, что написано в хасидизме.
Один из известнейших постулатов веры, пусть и не включенный в ее основы, это то, что «нет места свободного от Него». То есть, Ашем наполняет всю созданную действительность, и нет никакой разницы для Него между состоянием до и после творения. Но что это означает на деле? Если Ашем здесь, то здесь не может быть ничего другого? Значит мир, явленный нашим глазам и мы сами, как составляющие этого мира, не более чем иллюзия, а единственная настоящая реальность это Ашем. Но если так, то наша Тора и заповеди не имеют настоящего смысла и это не более чем иллюзия. Нет тех кому приказывают, нет материального мира, чтобы исполнять заповеди, нет награды и наказания. Эта позиция также исключена, так как она противоречит самой Торе.
Та же Тора, которая сообщает, что «нет места свободного от Него», сообщает нам, что Тора и заповеди истинны и реальны. Тора сообщает нам, что «В начале сотворил Б-г небо и землю», а значит и небо и земля реальны. Следовательно, если они реально существующие, то в том месте, где они созданы, Б-га нет, Он сократил себя и там создал мир. Но как тогда понять, что Он наполняет все и творение не сделало в Нем никаких изменений?
Перед тем, как мы вплотную придем к ответам на эти вопросы, мы рассмотрим другие аспекты единства Творца – аспекты зависимости мира от Него. Чтобы разъяснить это приведем два примера. Один пример – статуя, сделанная из камня. После того как скульптор закончил делать статую, нужен ли он ей еще для ее существования? Очевидно, что нет. Будет ли здесь скульптор или уйдет, на состояние статуи это никак не отразится. Возьмем другой пример – человек бросает камень в воздух. Нужна ли сила человека камню? Очевидно, что да. Как только сила, вложенная в камень, закончится, камень тут же упадет обратно на землю. Возникает вопрос – в чем разница между примером со статуей и с камнем? Почему статуе не требуется сила, постоянно поддерживающая ее, а летящему камню – да? Ответ очевиден: статуя своим существованием не противоречит ничему, не создает никакого новшества. Материалу нет никакой разницы в каком состоянии существовать, в состоянии камня или в состоянии статуи. Но камень, брошенный вверх создает противоречие, ведь притяжение направляет его вниз. Чтобы преодолеть противоречие ему постоянно нужна дополнительная сила, вложенная в него.
Если мы поняли эту разницу, то можно спросить следующий вопрос. А именно: само существование для всего сущего является естественным состоянием или «новшеством»? На что походит само бытие сущего – на пример со статуей или с камнем?
Естественное состояние для всего это небытие, лишь воля Творца вызвало все к существованию. А значит, само существование является постоянным противоречием и нужно постоянно преодолевать его, постоянно поддерживать. То есть мир постоянно зависит от Творца, ежесекундно и если на мнгновенье сила эта прекратится, все вернется в первоначальное ничто. (Заметим, что о таком положении вещей тоже сообщает нам традиция, так как поскольку для Творца нет ничего невозможного, Он мог создать мир не зависящий от Него, наподобие примера со статуей.)
Все вышесказанное называется в хасидизме «ехуда татаа» - нижнее единство. Есть же еще «ехуда илаа» - высшее единство. Говоря о примерах со статуей и с камнем и уподобляя их творению, мы подразумевали, что Творец захотел сделать мир и мир имеет какое-то значение в Его глазах. Но все лишь на каком-то уровне, на котором Он захотел относиться к миру. Однако, сам по себе Творец неизмеримо выше мира и творение не имеет для Него никакого значения. В этом смысле нужно понимать, что Он остался неизменным после сотворения, так же как был до творения мира. Абсолютное Его бытие отменяет реальность всего остального, пусть не в физическом смысле, но важность, существенность всего. Все теряет ценность перед этим абсолютом. (Что интересно, так это то, что именно теперь можно по-настоящему оценить важность Торы и заповедей. Ведь Тора и заповеди проистекают из желания Ацмут – сущности Творца. Это значит, что понимая ничтожность и иллюзорность мира, мы понимаем единственную ценность в нем – это Тора и заповеди, исполнение Его воли.)
До сих пор мы обсуждали одну сторону проблемы, называющийся Ахдут Ашем. Почему проблемы? – да потому что само существование мира противоречит понятию Его абсолютного единства. Мы обсуждали то, насколько мир зависит от постоянного вмешательства Б-га и ни о каком самостоятельном существовании нельзя говорить. И, более того, творение мира не имело никакого влияния на Творца и Он остался таким же как и до сотворения мира.
Но вторая сторона еще не раскрыта до конца. В конце концов, если мир это реальность, то в сотворенном месте существует мир, а не Творец. И, действительно, Ари ввел в кабалу понятие «цимцума» - сокращения, что означает, что Б-г как бы сократил себя, сократил свое присутствие и в освободившемся месте создал мир. И это означает, что Б-г поддерживает, оживляет, творит мир ежесекундно, но здесь не находится. Мир вне Б-га. Однако, в хасидизме подчеркивается, что «цимцум ло ке пшуто» - понятие сокращения не следует понимать буквально. Сокращение произошло только для сотворенных, чтобы они могли существовать и не растворяться в бесконечности Творца, но по отношению к самому Творцу не произошло никакого изменения и Он такой же как и до сотворения мира и творение ничего не убавило и не прибавило в нем. Как же мы можем это объяснить? С одной стороны мир реален, а значит, самостоятелен, отделен от Творца, иначе исполнение Торы и заповедей не имело бы никакого смысла. С другой стороны Он везде и «нет ничего кроме Него».
В хасидизме объясняется, что обе эти точки зрения истинны. Как это может быть? Мы не можем этого понять, потому что мы ограничены, но Всевышний не ограничен ничем, даже законами логики и физики. Поэтому для Него обе точки зрения истинны – и самостоятельность мира и неизменность Творца. Мы не можем понять этого нашим разумом, но мы можем верить, потому что вера выше разума.
В принципе все в этом мире зависит от воли Творца. Все творение находится в полном самоотречение по отношению к Его воле. Можно было бы сказать, что мир иллюзия, его самостоятельность нереальна, если бы не одно но. Единственное творение, которое подтверждает и доказывает самостоятельность и независимость мира, это человек. Только человеку дана свобода выбора, что означает, что он «свободен», то есть независим.
Все творение исполняет волю Творца, каждый на своем месте. Даже низкие и удаленные создания, происходящие из нечистых оболочек, все равно лишь исполняют свою работу на том месте, которое им выделил Творец. Только человек способен пойти против Его воли.
Целью творения было создать Б-гу жилище в нижних мирах. То есть, с одной стороны, чтобы были «нижние миры»,- наиболее нижние, где не чувствуется зависимость от Творца, с другой стороны, чтобы эти самые нижние миры превратились в «жилище» - чтобы тьма обратилась в свет. Идя против воли Творца, за своим эго, человек усиливает «нижние миры». Убирая свою волю перед Его, свои желания перед Его желаниями, человек создает жилище. Цель творения в том, чтобы человек сумел осуществить «битуль» - самоотречение, выявил, что «нет ничего кроме Него», сам стал воплощением этой истины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий