пятница, июня 26, 2009

Ребе - 3 тамуза

Эта заметка выходит в продолжение предыдущей, хотя кажется, что она совсем на другую тему. Прошло 3 тамуза – день смерти, день ухода и сокрытия от нас седьмого любавического ребе. Для кого – то этот факт ничего не значит, кто-то не знал даже о существовании ребе, кто-то знал, но не придавал этому значения, кто-то придавал, но не в должной степени. Не в должной, потому что, как мы увидим, ребе является всем, он сама сущность еврея – хасида и не только. Потому что в данном случае речь идет о праведнике поколения, о том, кто осуществляет связь народа с Б-гом. Как сказано в Талмуде: весь мир питается ради Ханины, сына моего, а Ханине хватает горстки стручков от шабата до шабата. Весь мир питается – получает изобилие духовное и материальное, ради Ханины, - даже те, кто никогда не слышал о Ханине, даже те, кто воюют с ним, все равно связь с миром происходит через праведника поколения.
Для чего нужен ребе? Сама Тора называется Торой Моше. Моше тот, кто смог связать, казалось бы, не связываемое, - небо и землю, духовное и материальное. Он тот, кто сумел принести Тору на землю, в материальный мир, так чтобы сама материя смогла проникнуться святостью, раскрыть свою истинную цель – быть для Б-га жилищем в нижних мирах. Написано в Торе: Тору заповедовал нам Моше. Гимматрия слова Тора равна шестьсот одиннадцати. В Торе есть шестьсот тринадцать заповедей. Две заповеди, две первые заповеди – «Я Г-сподь Б-г твой и т.д.» и «Не будет у тебя других богов и т.д», каждый еврей слышал непосредственно от Б-га. Что это означает? То, что для непосредственной связи с Творцом посредник не нужен, но он необходим для Торы, для пути к Творцу. Познать Творца и отринуть все остальное, человек может сам, но далее ему необходима дорога – как идти к Творцу, кто Он, чего Он хочет. Ждя всего этого необходим Моше – посредник. Посредник находится между Творцом и миром, про Моше сказано «иш аэлоким» - человек Божий. Часть его человеческая, а часть божественна. Как это понимать?
Мир, как известно, состоит из четырех составляющих: неживая природа, растительный мир, животный мир и человек. Однако, все это части творения и пропасть между ними и Творцом непреодолима. Но цель сотворения мира была создать Творцу, благословен Он, жилище в нижних мирах. Это значит, что весь мир, вся природа должны возвыситься до Творца, преодолеть эту пропасть, должно соединиться материальное и духовное. Это возможно благодаря посреднику, который соединяет в себе оба начала. Это пятый компонент в творении – еврейский народ. Именно еврей может соединить материальное и духовное и привести замысел творения в исполнение. Потому что у еврея (и у любого, кто принял еврейство) есть божественная душа, которая не является частью творения, а частью самого Творца. Корень души всех евреев коренится в сфире «хохма» - божественной мудрости. И так же как весь человек происходит от капли семени отца, и его голова и мозг и его ногти и волосы, которые далеки от жизненной силы, так же все души евреев происходят из мудрости самого Творца, несмотря на то, что есть души простых евреев и невежд и есть души мудрецов, праведников и глав поколений.
Таким образом каждый еврей является «мемуца» - посредником между творением и творцом и он способен возвысить творение до Творца. Как? – каждый высший уровень питается, использует низший. Растения получают необходимые им вещества из неживой природы, животные питаются растениями, человек животными. Но здесь, вроде бы, цепочка останавливается, все замыкается в рамках сотворенного, в рамках природы и не может выйти за них. Чтобы выйти за рамки творения, за рамки временного к вечному, необходим посредник. Еврей, используя что-то ради заповеди, ради Творца, придает тем самым временному вечный статус, придает истинный смысл творению, тот ради которого его создали. Еврей, являясь посредником, частью Творца и творения способен одухотворить материальное.
Возможность эта, это соединение произошло на горе Синай во время дарования Торы. И хотя, как мы сказали, каждый еврей обладает божественной душой и является посредником, тем не менее, это касается связи сущности божественной души с сущностью Творца. Но, так же как в теле человека и ногти и волосы получают энергию через мозг, так же связь еврея с Творцом должна происходить тоже через посредника, через того, у кого эта связь раскрыта, через Моше рабейну каждого поколения, как сказано, что часть души Моше раскрывается в главе каждого поколения. Так же как еврей поднимает и возвышает все творение до божественности, так же праведник поколения возвышает работу евреев. Потому что, хотя и в сути, как мы сказали, каждый еврей связан с сутью Творца в равной степени, но это только в сокрытой сущности, а открыто эта связь должна проявляться через того, у кого она раскрыта «бе фоаль» - на деле, у кого все силы души – разум, чувства, действия связаны постоянно с Творцом. И связь Творца с миром тоже происходит через праведника поколения.
Ребе это тот, у которого самоотречение – «битуль» такое, что, как сказано о Моше: Шхина говорит из его горла, то есть его эго полностью устранено, а проявлена лишь божественная душа, которая есть часть Творца. Поэтому связь с ребе осуществляет связь с Б-гом, поэтому мы сказали в начале, что на самом деле ребе является сущностью каждого еврея и уход его это явление странное и непонятное. Мир не может существовать без праведника поколения, как тело мертво если мертв мозг. Но на данном этапе мы продолжаем связываться с ребе насколько это возможно и связь эта осуществляется в первую очередь тем, что мы учим его Тору, которую он оставил после себя и делаем так, как он нам заповедовал.

Комментариев нет: