понедельник, июля 12, 2010

Еще об аксиомах

Еще одной «аксиомой», крепко засевшей в сознании, является утверждение, что поскольку на дворе 21-ый век, поскольку мир вокруг нас изменился до неузнаваемости на наших, практически, глазах, а уж со времен наших бабушек и вовсе встал с ног на голову, то и все должно изменяться в соответствии с этим. Поэтому и религия и ее обряды и заповеди, обычаи ее приверженцев – все должно претерпеть какие-то изменения. Какие конкретно изменения – об этом они умалчивают, так обычно глубоко не разбираются в той системе, от которой требуют изменений. Они стоят вдалеке и кричат со своего верховного (как они думают) места аборигенам на острове: не знаем точно что, но меняйте там что-то у себя.
И хотя это не основной аргумент, но очень хотелось бы узнать конкретно, какие изменения жаждут они лицезреть. Мешает ли им, например борода – но ведь с бородой ходят и многие представители светского общества. Борода очень часто была атрибутом революционеров (как, например, хиппи) как раз, а не «архаиков». Может это одежда – но почему в наш либеральный век, когда мода уже позволила себе все, когда человек спокойно выходит на улицу в пижаме и тапочках, почему же претензии предъявляются здесь? И неужели же этот внешний атрибут мешает влиться в ритм современной жизни? – опыт показывает, что нет.
Итак, это претензии несущественные, внешнего характера. Более же серьезные основаны на еще одной аксиоме: заповеди, обычаи и обряды есть продукт общества и времени и они не обладают никаким вневременным смыслом. Когда-то не было холодильников и поэтому иудаизм запрещает есть свинину. Когда-то для разжигания огня требовалось тяжело работать и иудаизм запрещает зажигать огонь в субботу. И т.д. и т.д. и т.п. Соответственно теперь, когда жизнь изменилась, когда наши корабли бороздят и т.д., когда есть холодильники, в которых можно хранить свинину и она не будет портиться и есть спички, позволяющие легко зажигать огонь, все эти запреты не имеют никакого смысла.
Надо отметить, что этот подход нашел себе многочисленных последователей. И может не так грубо, но реформистское движение, действительно, изменило много заповедей, обычаев и обрядов, выполнив их по своему вкусу. И каким же успехом они пользуются у людей. Как приятно им в субботу подъехать на машине в синагогу, послушать красивый хор и звучание органа и насладиться всем этим рядом со своей женой, которой не надо уходить на другую половину. В общем, адаптированный иудаизм. Заметьте, это не новое направление, со своими трактовками, со своими убеждениями, пусть даже и ошибочными, как, например, караимы или саддукеи или протестанты в христианстве. Здесь нет идеи – здесь властвует удобство!
Нужно ли добавлять, что здесь есть все,…кроме Б-га. Идея всегда должна быть больше человека, (даже если она ошибочна), если же она служит человеку для оправдания своих удобств и интересов, то это уже профанация идеи. Ну, да ладно, а теперь о сути.
На самом деле люди, продвигающие взгляды, изложенные выше, совершенно ничего не понимают в религии. Современное общество построено на чувствах, это мир чувств, мир эстетики (мир весьма женственный), мир, где нет вневременной идеи. Поэтому посмотрите, с какой быстротой направления в искусстве, идеи, движения сменяют друг друга. За двадцатый век переменились и канули в Лету сотни, если не тысячи. Почему? – потому что это все мир чувства, а чувству, чтобы обновляться требуется новизна. Даже идейные направления, как те же хиппи или рокеры, были по сути своей эстетическими, а не этическими. Они все полностью были во власти времени, в них не было и претензии на вневременное, на вечное, на абсолют. Поэтому и сменяют друг друга музыкальные, художественные, литературные направления – они все ищут чувства (я не даю сейчас оценку, а констатирую факт), а чувство требует новизны.
С этими же критериями они подходят к религии, которая по сути своей принадлежит миру разума, миру вневременной идеи! Каждый обряд и каждая заповедь является выражением этой вневременной истины и ее нельзя привязывать ко времени.
Точно так же, как убивать нельзя не потому что это вредит обществу (как утверждали некоторые философы), а если бы это перестало вредить обществу, то и запрет бы отменился, а нельзя потому что нельзя, это абсолютный и вневременной запрет, исходящий от Творца, из природы, откуда хотите, так вот точно так же нельзя есть свинину и нарушать шабат!
Конечно же, и в религии есть вещи, которые зависят от времени, добавляются или убавляются в зависимости от обстоятельств, но это все касается обычаев и внешних атрибутов. Сами же заповеди, как и основные постулаты и принципы веры абсолютно неизменны.
Тот, кто требует изменений здесь, должен быть последовательным до конца и признать релятивными все понятия и ценности, такие как добро, любовь, человеческая жизнь и пр. На это согласны очень немногие. Очень немногие готовы до такой степени потерять почву под ногами.
Ну, и в конце концов, для оценки происходящих в мире и обществе изменений требуется историческая перспектива, ну хотя бы, в несколько сот лет. мы не знаем куда ведут нас эти изменения, хороши они или плохи. И кто сумеет отделить семена от плевел? Даже технологический прогресс вызывает сомнения, что уж говорить об изменениях в обществе и в системе ценностей. Не технологический ли прогресс принес две небывалые по количеству жертв мировые войны и поставил мир на пороге третьей? Да и такие плоды прогресса как телевидение и интернет тоже не однозначны, судя по тому, что они скорее опускают, чем поднимают моральный, интеллектуальный и эстетический уровень у большинства. А всепроникающий и узаконенный разврат – плод «прогресса» в общественных институтах – те ли это изменения, которые приведут человечество к свету и освобождению? У меня большие сомнения на этот счет.
В мире, где размыты все границы, где потеряны ориентиры, где человек не знает зачем живет и ради чего работает, вечные, незыблемые ценности являются якорем, маяком, тем светом на который он смело может плыть и обрести пристанище среди безумных волн безумного мира.

Комментариев нет: