суббота, октября 08, 2011

Рош а шана

Что такое месирут нефеш (самопожертвование)? В прямом понимании, когда человек отдает свою жизнь за Б-га. Ведь есть правило в отношении большинства заповедей, говорящее, что ценность жизни важнее соблюдения заповедей, как написано: и живет в них (в заповедях), а не умирает в них. Логика этого правила сформулирована в законах шабата, когда разрешается нарушить шабат ради спасения жизни. Там сказано «нарушь ради него одну субботу, чтобы потом он соблюдал много суббот». То есть, Б-г создал мир для «жилища в нижних мирах», для того, чтобы евреи делали заповеди и более «выгодно», логично, что можно нарушить одну заповедь, для того, чтобы еврей сделал потом еще много других.
Так почему же это правило действует не всегда? Почему иногда нужно отдать жизнь за определенные заповеди или даже за любые, в зависимости от условий притеснения со стороны?
Отсюда видно, что есть что-то, что выше даже Его воли, выраженной в заповедях. В хасидизме написано, что есть рацон (воля) и есть бааль рацон – тот, кто хочет, кто волен. Это указывает на уровень, когда воля еще не определена, когда можно решить, куда ее направить.
Есть Мидраш, который говорит, что есть деяния грешников и праведников и непонятно кто более угоден Б-гу, пока не сказано, что увидел Б-г свет, что он хорош. Мы видим, что изначально нет преимущества у добра, потому что то, что является Его волей и есть добро. Не сам факт действия определяет ценность, а лишь отношение Всевышнего к нему, Его воля. Эта воля выражена в Торе. Но с чего начинается эта воля, почему Он решил так, а не иначе? Это свободный выбор – начальная точка, относящаяся к бааль а рацон. Откуда появляется желание создать мир? – мы не можем этого понять. Но написано, что это желание пробуждается «нижними», творениями, творения раскрывают желание царствовать. Про это написано, что Б-г посоветовался с душами праведников создавать ли мир. И можно понимать это так, что там нет времени и цепочки событий и настоящее, прошлое и будущее находятся в одной точке. И еще до творения было угадано желание нижних быть сотворенными, признать Царя и это желание определяет выбор.
Получается, что наша воля, чтобы Он был царем, определяет Его волю – жилища в нижних мирах. И самопожертвование это возвращение к этой первичной точке, к бааль а рацон, когда я хочу самого царя, против логики что лучше для исполнения Его воли.
То есть человек как бы говорит, что правильно, по логике лучше остаться жить и нарушить, чтобы исполнять потом, но я не могу это сделать, я не могу даже на секунду расстаться с Тобой.
Более того, когда было первичное желание нижних и в ответ «насыщение» этого желания со стороны Творца, это было так, что именно в материальном мире проявляется наивысшее соединение, как написано в Тании. И как смоль, левая сторона ухода от мира не дает истинного объединения, а только гилуй (раскрытие), а истинное объединение именно здесь. Но он идет и против этой логики, потому что не может расстаться.
И это левая сторона и со стороны Всевышнего, потому что есть такая ситуация, где Он, как бы отсутствует, Его не видно и корень этого в первичном цимцуме (сокращении), и со стороны человека, потому что это сокрытие порождает неодолимое желание соединения.
И, конечно, этот уход не главная цель, но необходимый этап, так же как цимцум должен предшествовать будущему раскрытию, нисхождению света. И, хотя, левая линия тоже достигает Ацмут, потому что сокрытие света Эйн Соф коренится в Ацмут, однако есть уровень еще выше сокрытия и это сокрытие и раскрытие одновременно, невозможность невозможного, соединение противоположностей.
И в случае месирут нефеш это цимцум выше логики, станет основой для будущего раскрытия.
В малом виде это присутствует в любом служении со стороны иткафья (подавления), когда я отказываюсь от чего-то, от действия, от возможности раскрытия и делаю пустой место, сосуд, который требует заполнения. Но потом, в этом цимцуме раскроется свет , который не мог раскрыться без этого, свет более высокий, чем был здесь до сокрытия света.
Все это особенно связано с Рош а шана, т.к. известно, что в этот день происходит принятие царя, первичная точка, выше разделения заповедей. И в этой первичной точке, в кетер есть три уровня, как известно – эмуна, таануг и рацон. И соответствуют им три темы, упоминаемые в Рош а шана – малхуйот, зихронот и шофарот и три вида трубления в шофар – ткия, шварим, труа.
Первое – царства, соответствует правой линии, Аврааму, который провозгласил царство Б-га на земле, и его самого тоже признали царем. Это раскрытие первичного желания царствовать. Второе – левая линия, соответствующая Ицхаку, в память о жертвоприношении которого и трубят в шофар. Суть Ицхака это самопожертвование, месирут нефеш,уход от мира, цимцум необходимый для раскрытия. И, наконец, зихронот – память, соответствует Якову, объединяющему две линии – мы вспоминаем наше первичное желание принять царя и Он вспоминает свое желание царствовать.
И, как мы уже говорили в статье, посвященной месяцу тишрей, это как раз подходит под букву ламед, соответствующую этому месяцу, символизирующую сердце и сфират бина и Ицхака. И все это возвышение Рош а шана и Йом Кипура, чтобы потом пришло раскрытие, нисхождение света бина в материальном.
Итак, есть три этапа в раскрытии царства. Первый – угадывание желания царствовать, второй – раскрытие желания в нижних, движение снизу вверх, месирут нефеш. Третий – раскрытие истинного желания царствовать внизу, дира бе тахтоним.
А четвертый этап это проявление желания в нашем мире, малхут, этрог.

(И здесь проявляется связь между Ицхаком и Давидом. Служение Давида, служение малхут это шифлут и «кабалат оль» (принятие ярма – служение без понимания), и в этом есть корни месирут нефеш. И они оба связаны с праздником Шавуот и двумя буквами гей из имени Б-га.)

Итак, месирут нефеш, как мы сказали находится выше логики и выше даже «святой» логики, как видно у Авраама, который пренебрег всем и святыми соображениями и пошел на жертвоприношение. И это несмотря на то, что он мог потерять все – учеников, наследника – весь мир, который он хотел научить служению Б-гу. И человек идет на месирут нефеш, потому что не может расстаться с царем даже на одну секунду греха быть оторванным.
Эти же три уровня мы видим в Кирьят Шма, в трех отрывках, где первый соответствует принятию царя, второй принятию заповедей, а в третьем говорится о памяти.

Комментариев нет: