понедельник, октября 31, 2011

Кабала и астрология - месяц мархешван


Планета – Марс (буква далет). Знак – скорпион. Буква – нун. Колено – Менаше. Качество – запах. Стихия – вода.

К названию месяца хешван прибавляется слова «маар» по нескольким причинам. Во-первых маар означает горький, потому что это месяц в котором нет никаких праздников. Кроме того в этот месяц начался потоп. Мар также означает «капля» потому что в этот месяц мы начинаем просить о дожде.
Итак, мы сразу видим, что все в этот месяц связано с водой. Это может быть горечью потопа, но может быть и благодатными дождями. После месяца праздников, после тишрея мы выходим в обычные дни. И сразу начинается потоп. Потоп обычных дел, информации, забот. Как спастись от потопа? Нужно построить ковчег. Одно из объяснений сукки это то, что сукка это тот самый ковчег, который защищает нас от потопа. Кроме того, Магид из Мезрича говорил, что «тева» означает и ковчег и слово. Ковчегом является слово, молитва, но только в том случае если в него по настоящему войти. Есть спор о том, откуда в ковчеге был свет. Есть говорят, что там был драгоценный камень, который светился, а есть говорят, что там было окно. Применительно к молитве можно сказать, что два этих объяснения соответствуют двум подходам к молитве. Как прочувствовать молитву, как пробудить чувства – любовь и страх? Окно это что-то внешнее, выходящее наружу. Свет от окна означает, что нужно обратить внимание на какие-то внешние вещи, размышлять о величии Творца, о том, как Он наполняет и оживляет все миры, сделать какие-то внешние действия, за которыми пробудится сердце. Камень – это свет изнутри, что означает, что нужно вникать и вдумываться в слова молитвы, понимать их смысл и тогда пробудятся чувства.
Как бы то не было, мы видим, что хешван это тяжелый месяц, месяц в который требуется защита. И буква этого месяца нун соответствует этому, ведь нун символизирует падение, как об этом сказано в Мидраше, объясняющем почему царь Давид не включил букву нун в псалом Ашрей.
Интересно, что на арамейском нун означает рыба, а рыбы были единственные из существ (кроме тех, кто был в ковчеге), кто не погиб во время потопа. Арамейский является в кабале как бы обратной стороной «лашон а кодеш» (иврита). Получается, что, несмотря на то, что открыто это месяц падения, но в скрытой форме здесь говорится о спасении.
Рыбы являются знаком месяца адар. Месяц Адар это месяц в который умер и родился Моше. И назван он был Моше, как написано в Торе, потому что он был вытащен из воды (мин а маим мешитигу). Моше был перерождением Шета, чье потомство, в лице Ноаха, единственное из всех сыновей Адама, спаслось от потопа. То есть, в прямом смысле он был вытащен из вод Нила, но кроме этого, его душа принадлежала к допотопному поколению, к миру, который был скрыт под водой (альма де итакья), но он был вытащен и воплощен в другом поколении. Он был спасен от «вод мархешвана» и вновь родился, «вышел на поверхность» в адар. И в адар же он умер, то есть сокрылся опять и это вновь связано с буквой нун, потому что он умер на горе Нево, что означает, что Моше достиг пятидесятого уровня познания, который не принадлежит уже этому миру, а миру скрытому.
Прошлый месяц, тишрей тоже связан со сфират бина, как мы там объясняли, (там бина выражается буквой ламед, сердцем). И два колена, представляющие эти месяцы, тишрей и хешван, это Менаше и Эфраим, которые сравниваются в Торе с рыбами, потому что они скрыты от дурного глаза как рыбы. (Может так можно объяснить известную фразу, что в элуль дрожат даже рыбы в море,т.е. даже «рыбы» - души «скрытого мира», которые «успешно» проходят суд в тишрей и спасаются от потопа в хешван, все равно дрожат…)
(Интересно, что Менаше состоит из тех же букв что и Моше, только с добавлением нун, как будто длятого чтобы проявиться в этом мире, Моше должен был убрать нун, которую вновь приобрел при смерти. А Менаше не падает именно потому, что у него есть битуль, что он уступает первенство брату.)
Мы уже сказали, что нун также символизирует падение, потому что сфират бина это корень гвурот и ешут. Там есть понимание, не общее как в хохма, а частное, подробное понимание, видение связи всех вещей между собой. И поэтому, когда в основе не лежит битуль, скромность, то возможно падение. И первый, кто символизирует падение это нахаш (змея), упавший в буквальном смысле с ног на брюхо. (Его песня в Перек шира это «сомех Ашем ле коль а нофлим» - Б-г поддерживает упавших,- стих из Ашрей, следующий после пропущенной нун)
Итак, падение змея, начавшееся в тишрей, завершилось окончательным падением, уничтожением человечества, в хешван. Змей перешел в скорпиона. Какая разница между ними?
Написано, что в яд змеи это «горячий» яд, сжигающий тело. Он символизирует страсти, жар в крови. Но яд скорпиона это «холодный» яд, охлаждающий, замораживающий кровь. Центральные буквы слова «акрав» (скорпион) составляют слово кар (холод). Он охлаждает человека в его служении Б-гу, вносит сомнения.
Амалек это соединение правой и левой стороны клипы, змеи и скорпиона. Это соединение Моава – хесед и Мидьяна – гвура, дин, Билама и Балака. И главный, кто борется против Амалека это Йосеф. Это бык, у которого два рога – эфраим и Менаше. Правый рог, Эфраим против правой стороны клипы, а левый рог, Менаше против левой стороны, гвуры клипы.
Когда Йосефа продали, то написано, что его продали Ишмаэлитам, а потом Мидьянитам. Ишмаэль, как известно это правая сторона клипы, а Мидьян тоже Ишмаэлиты, но слово происходит от слова дин – суд или мадонн – раздор. То есть в продаже Йосефа объединились хесед и гвура клипы. И написано, что их караван везблаговония, чтобы Йосеф не нюхал по дороге плохой запах. Можно объяснить, что они не смогли затронуть обоняние праведника, а именно про обоняние написано, что это главное качество Машиаха (он будет распознавать грех по запаху). И главный, в ком это качество проявляется это Менаше, буквы нешима (дыхание), который борется против левой стороны клипы, против скорпиона и качество, соответствующее Менаше это обоняние.
Йосеф соответствует в кабале качеству йесод, соответствующую в теле союзу обрезания. Йесод тоже объединяет две линии, потому что с одной стороны он должен отдавать, а с другой стороны охранять себя, чтобы отдача не пошла туда куда не надо, ни к тому, не пошла к клипот.
Рога быка указывают на брит кодеш. Правый рог, Эфраим (от слова лифрот – плодиться, который соответствует качеству осязания) борется с правой стороной клипы, а левый, Менаше (от нашани – забывчивость) с левой стороной клипы, со скорпионом.
Итак, оба месяца, тишрей и хешван связаны со сфират бина и сфират йесод.
Также есть два греха – грех внешний и внутренний. Внешний больше связан с грехами между человеком и Б-гом, а внутренний, между человеком и человеком. Первый связан с малхут и йесод, а второй с бина. Во время потопа были оба вида греха – разврат и грабеж. Разврат происходит от клипы хесед, а грабеж от клипы гвуры.
Написано, что наказание потопом полагалось им за разврат (вода тоже символизирует хесед, а потоп это хесед, вышедший из границ, хесед клипы). Но если бы они ладили между собой, можно было бы еще что-то изменить. Но из-за грабежа приговор был подписан окончательно.
А про Ноаха было сказано, что он совершенный праведник. Праведник – между человеком и Б-гом, совершенный – между человеком и человеком.
Поэтому можно сказать, что Эфраим больше относится к исправлению грехов перед Б-гом, а Менаше - между людьми. Намек на это есть в том, что все время, пока Йосеф общался с братьями в Египте, до того, как открылся им, переводчиком у них был именно Менаше.

Мы сказали, что качество обоняния, качество цадика, которое особенно проявляется у Менаше, не было затронуто у Йосефа и также не было затронуто у Моше, как говорит Раши, а у Ноаха было затронуто. Обоняние это нечто внешнее, распространение наружу. Потоп называется водами Ноаха потому что отчасти и он считается виноватым в них, он не пытался вернуть свое поколение на правильный путь. Поэтому он и должен был целый год провести в ковчеге в тяжелой работе, ухаживая за всеми зверьми, чтобы понять, что он ответственен за весь мир. Ноах подобен лулаву, у которого нет запаха, вся его Тора остается только для себя. Он праведник, который возвышается, но забывает о других и поэтому его надо связывать вместе с другими (с адасом и аравой).
И это разница между змеей и скорпионом. Яд змеи в голове, а у скорпиона на хвосте. Про змея сказано «ты будешь бить его в голову». То есть это более открытый вид нападения, когда изначально человек что-то делает неправильно и именно там можно победить змея – в самом начале.
Но скорпион носит свой яд в хвосте. Это означает, что изначально человек все делает правильно, но не хватает чего-то завершающего, после сделанного к нему может придти гордыня и т.п. Так и Ноах, который был совершенным праведником, но не наставлял людей и из-за этого случился потоп.
Мы говорили, что месяц ияр соответствует ходьбе, выходу наружу, принесению Торы в мир, а за ним следует тамуз, в который происходит падение, потому что когда начинаешь выходить наружу, то там возможно падение. Подобно этому и тишрей, это выход наружу, в сукку, погсле которого возможно падение в мархешван. И чтобы падения не было нужно быть Йосефом или Моше или быть связанным с Йосефом и Моше, с праведником поколения. Тогда качество обоняния будет исправлено и падения не произойдет.
Но сразу же после двух глав падения - Берешит и Ноах, начинается другое движение, начинается исправление, открывается звезда Авраама. Это тоже движение, выход за границы, но движение не беспорядочное, не круговое, каким был наказан Каин, а движение к цели "иди себе в землю, которую я укажу тебе".

Комментариев нет: