пятница, апреля 11, 2014

Агада - 4 сына, 4 вопроса 4 вида освобождения


Попробуем понять связи и смыслы, пронизывающие пасхальную агаду. Есть разные обычаи в порядке вопросов и в тексте агады и это всего лишь попытка осмысления по одному из обычаев. И главным, связующим звеном является число 4. Четыре сына, четыре вопроса, четыре бокала – скорее всего между ними есть какая-то связь.
Четыре уровня соответствуют четырем уровням души – нефеш, руах, нешама, хая, йехида и инстинктам, чувствам, разуму и интуиции, соответственно.
Пятый уровень – кетер, пятый бокал, который не пьется, и нет соответствующего вопроса и сына. А значит на этом уровне нет вопросов, там есть ответ, ответ каждому из сыновей, ответ на каждый из четырех вопросов.
Есть и еще одно соответствие, не описанное в агаде. Праведник которому хорошо, праведник которому плохо, средний, грешник которому хорошо, грешник которому плохо. Праведник, которому хорошо, тот, у кого нет зла, соответствующий йехида, не находится в изгнании и он дает ответы остальным.
Праведник, которому плохо, тот, у кого в душе еще есть зло, соответствует уровню хохма и поэтому «мудрому» сыну в агаде. У него есть вопрос, т.е. это хохма, которая в галуте. Попробуем рассмотреть его вопрос. «Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?».  И ответ:: после «афикомана» ничего более не едят.
Почему это вопрос мудрого сына? Потому что он видит разницу между законами (хуким – то, что непонятно разуму), уставами (мишпатим – понятные разуму) и т.д. но на уровне хохма это падение, галут. Потому что хохма это умение видеть общее за частностями, общую точку, картину целиком. Вот этого и не хватает мудрому сыну. И поэтому ответ ему – после афикомана больше ничего не едят, потому что последний вкус в эту ночь должен быть вкус мацы, т.е. ответ в том, что начало и конец это маца, что, в конце концов, должны быть не разные вкусы – понимания, а общность – все мицва (заповедь). И это соответствует первому из вопросов – «почему мы едим в эту ночь только мацу», т.е. – разве не нужно свое понимание, вкус, хамец. И также это соответствует первому бокалу вина, потому что он пьется во время кидуша, а кдуша (святость) соответствует хохма.
Второй сын грешник, потому что он соответствует сфире бина и сказано, что начало падения начинается с бина, потому что там начинается отрывочное видение действительности. Исправление бина это правильный итбоненут (размышление), видение всех деталей. Но это бина в галуте, что мы и видим из его вопроса – «что это за служба у вас», т.е. здесь полная противоположность мудрому сыну, здесь есть видение общего, но на уровне бина оно не подходит, тут, наоборот нужно разложить все по полочкам. Дело в том, что бина соответствует нешама и разуму, а разум должен все понять, видеть все детали. Какой же ответ мы даем грешнику, чтобы он вышел из изгнания?  Что это за служба у вас?». «У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». «Для меня», но не для него. Будь он там — не был бы вызволен.
Почему нужно притупить ему зубы? 32 зуба намекают на 32 пути мудрости (хохма), с другой стороны зубы соответствуют бина, потому что их функция подобно бина размельчать пищу, чтобы она могла усвоиться. Т.е. хохма соединяется с бина и бина с чувствами и это правильный, исправленный путь. А здесь он как бы пытается встать не на свой уровень, видеть общность, когда он этого делать не может. Поэтому его зубы нужно просто притупить и тогда они правильно будут выполнять свою функцию.
Что с продолжением ответа? Дело в том, что евреи, которые не вышли из Египта погибли во время казни тьмы. А тьма как раз противоположна бина, свету, когда все сливается в одно и не видно деталей. И в уровнях праведности это уровень среднего (бейнони от слова итбоненут, бина), потому  что чтобы быть средним, нужен итбоненут, размышление и всматривание, как сказано в книге Тания.
И также это соответствует второму вопросу – «почему в эту ночь только марор», ведь для того, чтобы выйти из рабства, чтобы начать правильный итбоненут, сначала нужна горечь, рожденная от прошлого состояния. И это второй бокал, который пьют после агады, т.е. агада, главный рассказ направлен именно к бейнони (среднему), потому что большая часть народа предназначена быть именно средними.
Третий сын спрашивает:   «Что это?». Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов». Третий сын соответствует «зеир анпин» (малый лик) – уровень чувств. Он удален от четкого видения и понимания и спрашивает лишь «что это». Что делать такому человеку, чтобы пробудить свои чувства? У него нет даже горечи, ведь он даже не понимает греха, для того, чтобы, хотя бы, пробудить чувства, чтобы понять, что он делает что-то не так и почувствовать горечь потом, ему нужно выйти уже из «двойного сокрытия». Как это сделать? – ему нужна вера, вера в то, что Б-г сможет его вывести из любого состояния и ему нужно действие,- что-то сделать, чем-то пожертвовать. И поэтому мы говорим ему – «сильной рукой и т.д.», а сильная рука намекает на качество гвура и на две заповеди, в заслугу которых, Б-г вывел народ – заповедь обрезания и заповедь пасхальной жертвы. Обе эти заповеди выражают веру во Всевышнего, в грядущее избавление и действие, жертву. И соответствует этому вопрос про «два окунания», намекающий на две заповеди, две крови, в которые «окунулся» народ, чтобы выйти из «двойного сокрытия».

Четвертый сын не умеет спрашивать. Он соответствует малхут и речи и его речь нужно вывести из изгнания. В каком-то смысле это апогей седера, потому что исправление доходит до самого нижнего уровня. Какая речь возможна там, где ничего не видно, в полном изгнании и сокрытии? – это начало речи – благодарность. Первая фраза, которую человек произносит с утра, это «моде ани и т.д.» - благодарю я Тебя. То есть даже до омовения, до очищения и какого либо понимания может быть благодарность. (И это суть всего праздника и всего месяца нисан, как об этом подробно говорили в статье про Песах.) Здесь свет и освобождение проникают на самый нижний, физический уровень, доходят даже до «грешника, которому плохо», до того, кто не может просить, потому что не понимает недостатка, не осознает, что он в рабстве. И это четвертый бокал, над которым говорится Алель – молитва благодарности. И это соответствует также четвёртому вопросу – «почему мы все едим облокотившись». Потому что «облокотившись» на иврите «месубин», что намекает на «ор совев» - окружающий свет, когда нет внутреннего света – ни чувств, ни понимания, а только «свет души стоит над ним издалека», как сказано в Тании. 

Комментариев нет: