среда, апреля 09, 2014

Пурим 5774

Пурим происходит от слова пур – жребий. И интересно понять, почему именно этот фрагмент Мегилы, бросание Аманом жребия, лег в основу названия праздника.
Талмуд в трактате Мегила спрашивает, где есть намек на Эстер, Мордехая и Амана в Торе. Сам по себе вопрос тоже интересен, потому что, вроде бы, непонятно, почему такой намек должен быть. Но Талмуд находит эти намеки и говоря об Эстер, он приводит фразу из Торы «ве Анохи астер астир панай ба йом hа hу» (Я же совершенно сокрою Мое лицо в тот день). То есть Эстер связана с сокрытием лика Всевышнего, Его управления миром.
Что такое «двойное сокрытие»? Одно сокрытие - это когда человек грешит, но понимает, что делает грех (этот уровень называется «грешник, которому хорошо, т.е. у него еще есть добро).  Двойное сокрытие – это когда человек даже не сознает, что он что-то делает не так. История Пурима начинается с пира Ахашвероша и сказано, что приговор был из-за того, что евреи «получили удовольствие трапезы этого грешника». Первым «сокрытием» был сам факт их присутствия на трапезе. Несмотря на то, что вся еда была кошерной, нельзя было присутствовать на трапезе, где использовались сосуды храма и Ахашверош был в одежде первосвященника, демонстрируя свою победу над евреями и их Б-гом. Но это еще можно было понять и объяснить их страхом перед правителем. Но они могли сидеть на трапезе с опущенными лицами, показывая их вынужденное положение. Но они получили удовольствие! То, что они находятся в изгнании, то, что храм разрушен – все это отошло на задний план, они неплохо жили в Персии и не чувствовали, что им чего-то не достает.
Подобно этому было и в пустыне с грехом золотого тельца. Сказано, что Моше разбил скрижали не тогда, когда узнал о самом факте тельца, а когда увидел пляски народа. Когда есть двойное сокрытие, уже нет возможности выйти из этого, потому что нет понимания, что что-то не так.
Как можно исправить это, вывести человека из такого состояния, состояния «сна во сне»? Для этого нужно затронуть самую глубокую точку в его душе, которая не находится «во сне» никогда. Для этого нужно противоядие – «двойное раскрытие». Что это значит?
Сказано, что Ханания,  Мишаэль и Азария, брошеные Навуходоносором в огонь за отказ поклониться статуе, учились самопожертвованию у лягушек в Египте. Почему нужно было учиться именно у лягушек, а не у Авраама, например, которого также бросили в печь по приказу Нимрода?
Но ответ в том, что когда Всевышний приказал лягушкам заполонить Египет, было сказано: «И воскишит река лягушками, и они подымутся и войдут в дом твой и в спальню твою, и на постель твою, и в дом рабов твоих, и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои». И не было сказано, какая лягушка куда пойдет и, тем не менее, были лягушки, которые выбрали пойти в печи (мы не разбираем здесь вопрос, есть или нет у животных понимание и свобода выбора). Также и Ханания, Мишаэль и Азария, если не хотели кланяться статуе, могли бы «исчезнуть» на время и уклониться от прямого противостояния. Но они выбрали быть там и пойти на самопожертвования ради освящения имени Б-га.
То же самое было и в Пурим. Почему Мордехай не кланялся Аману? Если это было запрещено по закону, то и все остальные не должны были кланяться, а ведь там были большие мудрецы и праведники, более великие, чем Мордехай, как сказано в Талмуде. Но если это и было запрещено, они могли просто избегать встречи и не вступать в прямое противостояние. Мордехай же делал это демонстративно, подставив под угрозу весь еврейский народ.
Но дело в том, что понятно, что приговор на земле был лишь отражением приговора небесного. И Мордехай – праведник поколения являлся проводником божественной воли, именно «через него» происходит этот приговор. И в этом было «двойное раскрытие» - в том, что евреи были готовы пойти за Мордехаем и пойти на самопожертвование даже в результате «его инициативы», они выбрали сами самопожертвование ради освящения Творца.
И можно сказать, что про это сказано «киему ве киблу» (установили и приняли) евреи – т.е. держались своей веры и делали это осознанно. Такое поведение Мордехая было необходимым, чтобы вывести народ из того состояния сна, в котором они находились.
Это противостояние против Амалека, который также, как бы, выбирает воевать с Израилем. Он приходит в пустыне, не когда евреи посягают на его границы, более того, он готов на «самопожертвование», как говорит Раши, что Амалек был подобен человеку, прыгнувшему в горячую ванну, который был готов обжечься, лишь бы остудить ее.
Но на самом деле Амалек как раз и выступает против свободы выбора. Сказано про Амалека «ашер карха ба дерех» - букв. который  «случился» тебе по дороге. Т.е. Амалек связан со случайностью, не целенаправленностью всего происходящего.  С другой стороны, против свободы выбора выступает детерминизм, всеобщая причинно- следственная связь. Но это как две стороны одной монеты. Так, к примеру, в современной теории эволюции, они объединены – принцип случайных мутаций и закономерность закона выживания наиболее приспособляемого, принцип адаптации. И то и другое отрицает свободу выбора, необусловленную ничем.
И между двумя этими позициями тоже стоит лишь выбор, как смотреть на мир, изначальный, первичный выбор человека, т.е. от выбора никуда не убежать и выбирая «случайность», человек все равно совершает выбор. Выбирая отсутствие выбора, выбор все равно осуществляется.
Аман бросил жребий, а жребий олицетворяет случайность. И в названии праздника есть указание на два жребия – «пурим», как намек на двойное сокрытие (можно сказать, что это закономерность и случайность).
Двойное сокрытие это сокрытие как на уровне «левушим» - одеяний, так и на внутреннем уровне. Подобно «грешнику, которому плохо», который грешит и не знает, что он грешит, евреи в Персии не осознавали греха. Раз человек поступает неправильно и даже не подозревает об этом, значит затронут не только уровень внешних одеяний – мысль, речь и действие, и даже не только мидот – чувства (потому что, если бы мидот не были затронуты, то грех не проявился бы и наружу), но и ХаБаД – внутренний разум человека, его понимание добра и зла.
И чтобы пробиться в эту глубину, туда, где нет и знания о грехе, нужен «праведник, которому хорошо», тот, кто также не знает греха с другой стороны, потому что его у него нет.
Он выступает проводником воли Б-га в этом мире (как мы сказали, что Мордехай осуществил приговор Б-га через себя, свое поведение. Кроме того, есть комментарий, что он знал и о грядущем спасении, как он сказал Эстер «спасение придет из другого места», но он разыгрывает «спектакль», подобно Йосефу, разыгравшему «спектакль» с братьями, для осуществления замысла Б-га). Он, как бы, смотрит на мир с точки зрения всезнания Б-га, неизбежности грядущего, но при этом приводит к осуществлению этого знания во времени, объединяя в себе великий парадокс между всезнанием Б-га и неизбежностью и свободой выбора.
Пурим происходит от пур – жребий и множ. число намекает на двойное сокрытие (двойная случайность или случайность и детерминизм).
Свобода выбора относится к самой внутренней, сокровенной части души, по отношению к которой все остальные уровни являются лишь одеяниями. И свобода выбора распространяется на них всех, потому что человек волен менять свои одеяния – некоторые, как мысль речь и действия – легче, некоторые, как чувства,- тяжелее, но в принципе может их изменять, надевая новые.

Потому то в Мегиле так много посвящено одеждам, которые символизируют разные уровни души, но все они поддаются изменению и человек может влиять на них по своей воле, своему выбору, раскрывая при этом самую глубинную, неизменную суть своей души, которая никогда не отрывается от Б-га.

Комментариев нет: