среда, августа 23, 2017

Буква рейш - ר

 ר - Рейш – двадцатая буква алфавита.

Буква рейш в первую очередь обозначает "рош" – голову, начало. И это довольно странно, что буква, обозначающая начало стоит в конце. Но это намекает на амбивалентность этой буквы, как это будет объяснено дальше.
Также ее произношение указывает как на слово "ירושה" (йеруша) – наследство, так и на слово "רש" (раш) – бедняк, неимущий. В отличие от "даль", "раш" это такой бедняк, который не имел вообще ничего никогда, как бы "потерял наследство". Графически рейш похожа на далет, только без черточки – точки йуд сзади ר – ד.  Эта йуд указывает на «правильную» бедность – скромность и открытость – готовность принимать.
В духовности это указывает на человека, у которого практически нет возможности подняться – грешника – "раша". Есть два вида грешника – "у которого добро", т.е. он осознает свои прегрешения и ошибки, но ничего не может с этим сделать, и "грешник, у которого зло" – тот, у которого неправильное, искаженное видение мира, который добро полагает злом, а зло добром. Он "раш" – потерявший свое наследие.
Буквы "рейш" "йуд" "шин" (наполняющие букву рейш) также составляют слова "ישר" – прямой и "שיר" – песнь. "Прямыми" называются великие праведники, например, праотцы. Прямой это тот, кто приводит все свои качества в соответствие, - кто управляет разумом – "рош" своими чувствами и поступает в соответствии с этим, не отклоняясь влево или вправо.
"Шир" означает песнь, но также и круг. Это не только потому, что песнь циклична и возвращается к началу. Мидраш говорит, что всего в мире было девять песней, а десятая прозвучит во время Машиаха. Что же такое песнь? Песнь произносится тогда, когда замыкается круг, когда человеку раскрывается изначальный замысел Творца. Так евреи сказали песнь на море, когда замкнулся круг их изгнания, когда египтяне получили то наказание, которое замышляли против Израиля. То есть, рейш символизирует связь начала с концом.
"Рош", "решит" – начало – это первое слово Торы. Раши приводит слова мидраша, толкующего этот стих как "ради начала (есть еще трактовка "с помощью того, что названо началом" и это мудрость, названая "началом") сотворил Б-г небо и землю". И что это? – ради Торы, названной началом, как сказано "начало пути Его" (Мишлей 8:22) и ради Израиля, о котором сказано "начало Его урожая" (Ирмиягу 2:3). И поэтому скана "бе-решит" – бет решит – два начала – Тора и Израиль. Я хотел бы предложить здесь трактовку этого мидраша.
Есть несколько ответов на фундаментальный вопрос – зачем Всевышний сотворил мир. Они не противоречат друг другу, но дополняют – каждый ответ соответствует своему уровню. Они не противоречат друг другу, но дополняют – каждый ответ соответствует своему уровню.
Вот они – снизу вверх:
1.       Всевышний царь, а нет царя без народа. На самом деле, качество царства не может быть проявлено ни над слишком удаленными, ни над слишком приближенными. Так человек не может быть царем над муравьями, т.к. они не могут постичь и принять его как царя, и не может быть царем над сыновьями, т.к. они слишком близки ему и у них другие отношения. Поэтому качество всевышнего как царя проявляется именно над человеком, который с одной стороны удален от Него, а с другой, может склониться и принять Его царство. День "царства" Всевышнего это Рош а шана – день сотворения человека. Этот уровень соответствует сфмре малхут.
2.       Всевышний абсолютное добро и хочет его давать. Для этого нужно было сотворить "желание получить" – т.е. тех, кто будет принимать добро. Чем выше творение в иерархии мирозданья, тем больше его желание получить, тем больше блага оно может воспринять. Самое большое благо, которое Всевышний может дать это…самого себя. Но для того, чтобы соединиться с Ним, у человека должно быть то, что называется "подобие образа". Что это означает? Когда двое людей будут близки друг с другом? У них, как минимум, должны быть две "общности" – общность разума и общность чувств. Так, обычно, не будут дружить интеллектуал и простой человек, даже если оба они хорошие люди – им просто не о чем будет говорить, т.к. у них разные интересы. Так же не смогут дружить (я говорю о настоящей полноценной дружбе, равных отношениях, потому что отношения всякого рода могут встречаться) два человека, даже с общими интересами, когда один из них хороший и добрый человек, а второй подлец и негодяй. Итак, чтобы у нас были полноценные отношения со Всевышним, чтобы Он мог "отдать нам Себя", нам нужно быть едиными на уровне разума – для этого существует изучение Торы, являющейся Его мудростью, и едиными на уровне чувств. А это значит, что если Творец хочет отдавать, а мы лишь получать, то мы диаметрально противоположны ему. Поэтому мы должны выработать в себе желание отдавать. Посмотрим это на таблице:
Уровни творения
Сфирот и их проявление
Уровни желания получить
Исправление желания получать. Соотношение средства и цели
Народ Израиля
Кетер – вера, воля, наслаждение
Желание обретения смысла
Получать, чтобы отдавать
Человек - מדבר
Хохма – интуиция
Желание самореализации, желание упорядочивания мира
Отдавать, чтобы отдавать
Животные – חי
Бина – разум
Желание движения, понимания
50\50 равенство средств и цели в душе
Растения – צומח
Зеир Анпин - чувства
Желание роста, развития
Отдавать, чтобы получать
Неживая природа – דומם
Малхут – инстинкты, физический уровень
Желание быть, желание покоя
Получать, чтобы получать

Это объяснение, соответствующее Зеир Анпин (Малый Лик) – эмоциональным сфирот, ведь желание проявить добро, относится к эмоциональной сфере.
3. Чтобы раскрыть совершенство всех своих действий, имен и качеств. Чтобы могло проявиться Его милосердие – нужно чтобы было над кем его проявлять, чтобы проявилось качество справедливости и суда – нужен мир, где можно их проявить и т.д.  Это объяснение соответствует сфире Бина, ведь бина это сфира разделения и детализации.
4. Чтобы Его узнали. Этот смысл соответствует сфире хохма – это почти тот же смысл, что и предыдущий,  только он общий, в отличие от прошлого детализированного.
5. Возжелал Всевышний чтобы было у Него жилище в нижних мирах. Что значит "нижние миры" ? Это означает наиболее отдаленный от Всевышнего мир (мир – עולם от слова "нээлам" – сокрытый, т.к. каждый мир это дополнительное сокрытие), там, где свет Всевышнего почти не виден и кажется, что все существует самостоятельно. Это обязательное условие для свободы выбора, - свобода выбора собственно и есть наибольшее проявление "нижнего" мира. Что означает "жилище"? Жилище это то место, где человек не должен одевать на себя социальные маски, а может быть самим собой, т.е. без всякого сокрытия. Итак, получается что понятие "жилище в нижних мирах" парадоксально по сути. Оно означает, что наибольшее раскрытие Творца должно состояться в мире наибольшего сокрытия. Этот парадокс и рождает неожиданность и наслаждение, оправдывающее творение. Этот смысл находиться на уровне кетер – высшем уровне, соответствующим, с одной стороны, воле и наслаждению, а с другой, доходит и объясняет смысл именно материального мира. 
Итак, почти все вышеприведенные смыслы, говорят о целях и желаниях Б-га, но есть и объяснение, видящее основной смысл творения в человеке. На самом деле, эти объяснения не противоречат, но дополняют друг друга. Они объясняют как смысл выполнения материальных заповедей, так и смысл необходимости интеллектуального и эмоционального развития человека. В конце концов, они  должны слиться воедино, когда истинное желание и удовольствие человека будут тождественны воле и наслаждению Творца.
Два вида этих смыслов и отражены в первом слове Торы, как его комментирует мидраш – Берешит – бет решит – два начала – ради Торы – это первый вид и ради Израиля – это второй вид.
Другой мидраш видит в слове «решит» намек на сфиру хохма – начало понимания, т.к. любые смыслы и объяснения присутствуют только в сфире хохма (по принципу «включенности», - т.е.в  каждой сфире есть все остальные. Выше же хохма, в самой кетер – есть только чистая воля и свобода выбора,) Итак, рейш указывает на начало, на первичную точку и смысл.
Эта двойственность рейш отражается и в том, что приводится в книгах хасидизма, где рейш ассоциируется со словом «ракия» - רקיע- свод, сотворенный во второй день. Ракия символизирует разделение – во второй день не было сказано «хорошо» и одно из объяснений, что это из-за разделения и спора, корень которых появился во второй день. Второй день соответствовал сфире гвура – сфире разделения. Это разделение, однако, дало возможность выбора, который можно реализовать как в добро, так и во зло. Попробуем развить эту  тему глубже.
«Решит» означает начало времени. Гимматрия буквы рейш – 200 и сказано, что  из колена Иссахара было 200 «рашей Сангедраот» - глав Сангедрина. В Торе о колене Иссахара сказано, что они «йодей бина ле итим» -  И из сыновей Йиссахара, умеющих понимать времена, – знающих, что нужно делать Йисраэйлю, – двести начальников их и все соплеменники их, (действующие) по слову их. (Диврей а ямим 1 12:32). Что это значит «умеющих понимать времена»? Царь Шломо, в одном из известнейших отрывков, пишет: Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами: (2) Время рождаться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное. (3) Время убивать и время исцелять; Время взламывать и время строить. (4) Время плакать и время смеяться; Время скорбеть и время плясать. (5) Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время удаляться от объятий. (6) Время искать и время терять; Время хранить и время бросать. (7) Время разрывать и время сшивать; Время молчать и время говорить. (8) Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. 

У любой вещи есть свое время, у любого качества и свойства души есть время и место применения. И главная мудрость в том, чтобы знать как поступать в данный момент. Иногда нужно быть упрямым и идти до конца, а иногда лучше уступить и договориться и т.п. Бина это умение разделять между вещами. Именно это умение «знать времена» было у колена Иссахара.
Кроме того, они обладали тем, что называется «сод а ибур» - тайной прибавления месяца. (Иногда еврейский год состоит не из 12, а из 13 месяцев. Прибавляют всегда месяц адар.) Не будем пытаться понять здесь почему это называлось одной из главных тайн мироздания, но мы видим, что здесь у людей была власть над временем. Как известно, первая заповедь, полученная евреями еще в Египте, это заповедь о календаре. И естественно возникает вопрос – почему именно эта? Попробуем объяснить это с помощью другого мидраша.
Мидраш рассказывает, что когда поднялся Моше на гору Синай получать Тору, ангелы воспротивились этому, утверждая, что Тора должна быть дана им, а не людям. Тогда Всевышний повелел Моше ответить на их претензию, и Моше сказал им, что написано в Торе: "Я, Б-г Вс-сильный ваш, который вывел вас из Египта". "Разве вы спускались в Египет? Разве были вы порабощены фараоном?" - отмел он их претензии. Моше также привел разные законы из Торы и спросил: "Разве вы ведете дела меж собой? Есть разве у вас отец и мать? Дурное начало разве есть у вас?"
И непонятно – в чем собственно была претензия ангелов,- что мешало им в том, что евреи получат Тору,- разве от этого у них убудет? Но суть в том, что еврейский народ не просто получил Тору для изучения или даже исполнения. Алаха – закон отныне устанавливается на земле – всевышний передал как бы власть над Торой! И главным символом этого является заповедь о календаре – о том, что здесь на земле решается когда будут праздники и памятные даты – власть над временем.
Интересно, что это реализовалась в двух днях, которые связаны друг с другом – Рош а шана и Шавуот. Сказано в Торе: и был вечер и было утро день шестой. И «день шестой « сказан с определенным артиклем, в отличие от других дней творения. И мидраш говорит, что здесь есть намек на другой «шестой день» - на шестое сивана – день дарования Торы. То есть, весь мир был сотворен при условии, что евреи получат Тору.  Каждый год мы отмечаем два дня Рош а шана и это постановление мудрецов, ведь в Торе говорится лишь об одном дне. И так же, при даровании Торы, Моше добавил один день от себя и это также было символикой передачи «власти» над Торой на землю. (Кроме того, Талмуд также указывает на связь между Шавуот и Рош а шана в том, что проклятия читаются перед каждым из этих праздников, чтобы «ушел год с его проклятиями», т.к. Шавуот тоже называется Рош а шана, ведь в этот день идет суд о плодах деревьев.)
Завершим наше обсуждение размышлением о двойственность времени. Итак рейш – это решит, начало и «берешит» это два начала – два времени. Время двойственно по своей сути. Оно с одной стороны бесконечно и как таковое «равно», т.е. одно мгновенье ничем не отличается от другого, с другой стороны, каждое мгновенье неповторимо и на самом деле есть только «здесь  сейчас».

Два этих противоположных ощущения времени можно использовать правильно и нет. Для ребенка, с одной стороны, существует только здесь и сейчас, как например, когда он хочет что-то. Как известно, чем взрослее ребенок, тем более он способен ограничивать свои желания и откладывать удовольствия на потом. С другой стороны, время в ощущении ребенка, есть ощущение «вечности» и «неотличимости» дней. И это ощущение времени нужно исправлять или научится пользоваться правильно.  Когда есть какой-то соблазн, который нужно перебороть, нужно использовать ощущение вечности, научиться ожиданию. И, наоборот, когда требуется активное действие, должно быть ощущение «здесь и сейчас» - неповторимой уникальности момента, требующего только ему одному подходящего действия. В идеале два этих ощущения времени, два «начала» должны присутствовать одновременно и лишь раскрываться каждый по мере своей надобности. 

Комментариев нет: