среда, августа 30, 2017

Буква тав

Тав
Чтотакое буква? – буква это знак (сосуд), несущий за собой значение (свет),  для тех, кто может его понять,- для того, кто не понимает, она останется лишь знаком на бумаге. Значение буквы «тав» это знак и в этом плане она, как бы, олицетворяет «абсолютный сосуд». Действительно, Зоар пишет, что буквы ק ר ש ת все относятся к малхут – последней сфире, но именно «тав» завершает и является «печатью царя».
Это видно и из написанного в книге Йецира: Он воцарил букву ת (тав), и повязал ей венец, и сотворил посредством нее Луну (לבנה Левана) в мироздании и день Субботний (שבת Шаббат) в году, и рот у человека.
Луна традиционно ассоциируется с малхут, ведь у нее «нет собственного света» - она лишь отражает свет солнца. Также и шабат שב- ת – 7-ой день соответсвующий 7-ой сфире – малхут, принимающий и отражающий свет 6 дней действия.  Так же и рот соответствует сфире малхут, как сказано в Зоар (маамар Патах Элиягу).
 В книге Ихезкеля сказано: И сказал ему Г-сподь: пройди посреди города, посреди Йерушалаима, и начертаешь знак на лбах людей, стенающих и вопящих о всех гнусностях, совершающихся в нем. А тем сказал (так), чтоб слышал я: пройдите по городу вслед за ним и поражайте; да не сжалится око ваше, и не щадите. Старика, юношу, и деву, и младенцев, и женщин убивайте во истребление; но ни к одному человеку, на котором знак, не приближайтесь; и от святилища Моего начнете.
Талмуд объясняет, что когда Всевышний вынес приговор Иерусалиму, Он приказал ангелу Гавриэлю начертать на лбах его жителей знак, чтобы различить между достойными жизни и обреченными на смерть. На их лбах была начертана буква «тав» - у достойных жизни чернилами, а у обреченных на смерть – кровью. А почему «тав»? Потому что и слово תחיה – живи и слово תמות – умри, начинаются с буквы «тав» (тр. Шабат 55:1).
Графически буква «тав» выглядит как далет и нун ד –נ, что намекает на колено Дана. Колено Дана также шло замыкающим в пустыне подобно букве «тав», замыкающей алфавит. Имя Дан означает суд и он также связан с малхут – царством. В пророчестве Дану сказано: «Дан будет народ свой как один  колена Израиля». Раши приводит два комментария – либо, что речь идет о Шимшоне, который судил один и сражался один, т.е. у него был статус подобный царскому, либо, что колено Дана будет судить подобно Давиду ( как говорит Раши или подобно колену Иегуды, как говорит Рамбан). Есть даже комментарий, что «Дан будет судить как один» - как Всевышний, который судит мир. Связь колена Иегуды проглядывается во многих эпизодах. Во-первых, это родители самого Шимшона, отец которого был из   Дана, а мать из Иегуды. В пустыне, строительством мишкана (скинии) и всех сосудов руководили Бецалель из Иегуды и Огалиав из Дана. Оба эти колена сравниваются со львом: Молодой лев Йеhуда, от растерзаниясын мой, ты устранилсяПреклонил он колена, лег, как лев и как львица, кто поднимет его (Берешит 49:9), А о Дане сказал: Дан — молодой левустремляется из Башана (Дварим 33:22).
И Давид и Шимшон воевали против фелистимлян. Также есть два различных мидраша, повествующих о том, кто убил Эсава – согласно одному мнению это был Иегуда, согласно другому – Хушим, сын Дана (интересно, что Хушим состоит из тех же букв, что и Машиах – חושים – משיח, что еще раз указывает на связь между коленами, ведь Машиах должен произойти от колена Иегуды). И это не просто так, а указывает на некую силу этих двух колен, которая способна противостоять Эсаву. Другой мидраш напрямую говорит, что отец Машиаха будет из Иегуды, а мать из Дана (Берешит раба 97:9) (это объясняет, почем Яков посчитал Шимшона Машиахом).
Дан рождается сразу после Иегуды. Сказано,что когда Леа родила Иегуду, она сказала «в этот раз возблагодарю Г-спода…и перестала рожать», после чего Рахель отдает свою служанку Билгу и та рожает Дана. Посмотрим на этот стих на иврите – «וַתֹּאמֶר הַפַּעַם אוֹדֶה אֶת-יְהוָה--עַל-כֵּן קָרְאָה שְׁמוֹ, יְהוּדָה; וַתַּעֲמֹד, מִלֶּדֶת». Мы видим, что в последних трех словах присутствует буква «далет». Буква «далет» также символизирует царство – малхут (см. гл. на букву далет) и некое окончание, поэтому Леа перестает рожать. Но окончание имени Иегуда состоит из букв «далет» и «hей» - יהודה - гиматрия 4 и 5, т.е. здесь есть, как бы, намек на четвертого и пятого сына – Дана.
Иегуда шел первым в стане народа Израиля в пустыне, а Дан замыкал. Мудрецы видели в этом и слабость и особую силу колена Дана. Слабость в том, что это колено практически все было замешано в идолопоклонстве (в той или иной степени), как сказано в Мидраш Танхума (Ки теце 10) о войне с Амалеком в пустыне: «Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га» - это колено Дана, поклонявшееся идолам, которое не было защищено облаками славы. (Обвинение всего колена в идолопоклонстве выглядит преувелечением,- может это связано с тем, что из этого колена, как говорят комментаторы, происходил Миха, спасенный Моше в Египте и пронесший идола даже при переходе через Красное море, а также приведший к греху тельца.) С другой стороны, сказано, что Дан шел последним и возвращал потерянное остальным коленам. И это замыкание также связывает его с буквой «тав» и «возвращение» в духовном плане -  תשובה. Слово תכלית – цель, начинается и заканчивается буквой «тав» по принципу  «заключены начала их в конце» (книга Йецира). Особенно это выражается в желании Всевышнего «иметь жилище в нижних мирах». Желание – это уровень кетер, который реализуется в «нижнем мире», в мире действия – сфира малхут.  Связь колена Дана с буквой «тав», выражается и в том, что «тав», как было сказано выше, означает знак – на смерь и на жизнь,- также и змей, который является символом колена Дан, является как символом смерти, так и символом жизни, как медный змей, сделанный Моше в пустыне.
Несмотря на то, что скзано, что именно колено Дана шло последним, в его стене было три колена – сам Дан, Ашер и Нафтали. Последним перечисляется именно колено Нафтали и это единственное колено, в имени которого есть буква «тав».
Печать Всевышнего называется «эмет» - истина (Шабат 55:1). Мы уже говорили, что слово אמת состоит из начала, середины и последней буквы алфавита. Это отражает не только вечность истины, но также и последовательность. Понятие истины созвучно понятию «прямоты». «Прамой» - одна из высших похвал, высших качеств человека, как сказано: свет посеян для праведников, а для прямых сердцем – радость (Тегилим 97:11). Наши праотцы называются прямыми (тр. Авода зара 25:1). Что означает это качество? – последовательность или единство. Это значит, что все находится в соответствии – вера, разум, чувства и поступки. И это и есть «эмет» - истина, где последняя, завершающая буква, которая и осуществляет «печать» это буква «тав».
Мидраш Берешит-раба (8:5) рассказывает нам о создании человека следующее:
«В  тот  час, когда собрался» Всевышний сотворить первого человека, разделились ангелы-служители на группы. Одни говорят: "Пусть будет  сотворен", а  другие говорят: "Пусть не будет сотворен". Вот про это сказано: "Хесед и Эмет  (Доброта и Истина) встретились,  Цедек  (Справедливость) и Шалом  (Мир) соприкоснулись (Тегилим 85). Хесед -  Доброта - говорит: "Пусть будет сотворен, потому что он делает добрые дела". А Эмет – Истина  -  говорит: "Не нужно его сотворять, потому что он - сплошная ложь". Цедек – Справедливость –  говорит: "Пусть будет сотворен, потому что он делает справедливые дела. Шалом -  Мир говорит: "Не нужно его сотворять, потому что он  -  сплошные распри".  Что же сделал Всевышний? – Взял Он Истину и скинул ее на землю. И про это сказано: "А правда брошена на землю" (Даниэль 8). Сказали Ему ангелы служения: "Владыка мира! Почему ты позоришь Твою высшую регалию? Подними Правду с земли" И вот про это сказано: "Правда с земли прорастет" (Тегилим 85).
Справедливость и доброта не возражают против сотворения, потому что они не требуют совершенства. Да, человек творит и не справедливые и злые дела, но наличие добрых и справедливых уже оправдывает творение. В то время как мир требует абсолюта – наличие войны это уже отсутствие мира. То же касается и истины – она требует абсолюта в своем идеале – несоответствие истине в чем-то у большинства людей, означает ложь. Что означает бросание истины на землю?
В книге Тания объясняется, что означают 5 типов праведности – праведник, у которого добро, праведник, у которого зло, грешник у которого добро, грешник, у которого зло и средний. Не вдаваясь в детали, праведник это тот, кто уже победил свое дурное начало, исправил животную душу,- поэтому его духовное состояние является перманентным. В отличие от этого, «средний» постоянно находится в борьбе, в точке выбора и призван постоянно одерживать победу. Но дело в том, что есть моменты, когда и «средний» находится в том же состоянии, что и праведник, когда у него нет влечения к злу и все его помыслы и чувства обращены к божественности. Так в чем разница?- в том, что у «среднего» это состояние не постоянно и всегда присутствует потенциальная возможность возвращения назад. И, несмотря на то, как пишет Тания, что с точки зрения праведника, с точки зрения абсолютной истины, это состояние не является «правдой», потому что правда это то истинно от начала до конца, т.е. всегда, тем не менее, поскольку в момент своего возвышения, чувства, испытываемые «средним», искренни,- это тоже считается истинным служением, пусть и не на уровне абсолюта.
Именно в этом ключе я и хотел бы объяснить вышеприведенный мидраш. Всевышний бросает истину на землю – это значит, что истина не будет мерится абсолютом – в таком измерении невозможно устоять, но будет относительной, земной – для каждого на своем уровне. Уровень «среднего» это тот уровень, к которому обязывает нас Тора, тот уровень, которого можно достичь и за который спросится с человека,- потому что свои «одежды» - мысли, слова и поступки человек в состоянии контролировать. Но человек с удивлением обнаруживает у себя стремление к добру и святости и стремление к злу и нечистоте в равной степени и у него возникает когнитивный диссонанс – кто я на самом деле? Какое из желаний истинно? В этом и заключается «земная правда», что истинны они оба. В момент возвышения и раскаяния человек так же искренен, как и в момент падения, и этот разрыв может существовать всю жизнь.
Первое слово, начинающееся в Торе с буквы «тав» это «תהו» - хаос. Раши пишет, что первые строки Торы не обязательно сообщают нам точный порядок творения, а поэтому можно видеть второй стих торы, как предшествующей первому: «земля же была хаотична и беспорядочна» - т.е. уже была. А первый стих, в таком случае, можно понять так: «вначале сотворил (оздоровил – ברא от בריאות – здоровье) Б-г небо и землю»,- т.е. земля была хаотична, а Он ее оздоровил. В порядке творения миров два этих уровня называются תהו и תיקון – мир хаоса и мир исправления, причем хаос предшествует исправлению. В книге «тана де бей Элиягу» сказано, что 6000 лет существования мира делятся на 2000 лет хаоса, 2000 Торы (порядок) и 2000 – Машиаха. Что означает хаос?- когда все силы существуют, но не направлены в одно русло, на осуществление одной цели, а каждая направлена в свою сторону. В это время происходит потоп. О Ноахе в Торе сказано: Ноах человеком праведным цельным был в поколениях своих. «в поколениях своих» пишется בדורותיו и расшифровывается в хасидских источниках как דור תיו-«поколениях тав». В данном случае «тав» символизирует конец какого-то периода – гибель человечества. 2000 лет исправления и Торы – תיקון ותורה начинаются с рождения Авраама. О Ноахе сказано, что он изучал Тору, но с Авраама начинается «исполнение Торы», соблюдение заповедей. Авраам достиг окончательного исправления в 100 лет, когда у него родился Ицхак, а через 400 лет – ת было дарование Торы.
И это те самые 400 лет, о которых было сказано Аврааму во время «союза меж рассеченными животными»: И спустился хищник на тушии отогнал от них Аврам.  И было солнце к закату, и оцепенение пало на Аврама; и вот ужас, мрак великий падает на него.   И сказал Он Авраму: Знай же, знай, что чужеземцем будет потомство твое в иной земле и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет. И также народ, у которого в порабощении будут, судить буду я, а затем они выйдут с большим имуществом.
Одной из причин галута, мудрецы называют слова Авраама – «как узнаю, что унаследую ее» (землю) – במה אדה כי ארשנה, где за каждое потомки Авраама получили по 100 лет изгнания. Также здесь есть намек и на четыре галута, через которые народ Израиля должен будет пройти на протяжении истории.
Можно сказать, что подобно тому как число 40 является числом материализации (40 лет в пустыне, 40 дней Моше на Синае и т.д.), 400 - ת также выражает некую материализацию, время необходимое для очищения и подготовки к получению Торы.  

Комментариев нет: