вторник, января 24, 2006

Комментарии к главе ВаЕра

В главе “Ва ера” рассказывается о семи из десяти египетских казней. В связи с этим нужно понять сразу несколько моментов. Во-первых зачем вобще нужны были все эти казни. Если Б-г желал освободить народ из Египта, то Он мог это сделать довольно быстро, не прибегая ко всем драматическим эфектам. По одному Его слову весь Египет мог умереть, исчезнуть, уйти в небытие.
По этому поводу вспоминается одна история. Один ребе спросил у своего ученика, может ли Всевышний уничтожить мир. – Конечно, ответил ученик, для Него, благословен Он, нет ничего невозможного. – Каким образом, спросил ребе. – Ну, Он может сделать землетрясение и весь мир разрушится. – Но останутся земля и камни. – Ну, тогда Он слелает извержение вулкана и весь мир станет расплавленной лавой. – Но лава и огонь останутся. – Тогда Он зальет лаву дождем. – Но останутся пар, глина, вещество. – Я не знаю, сказал ученик. Ребе улыбнулся. – неужели ты думаешь, что если Б-г захочет уничтожить мир Ему придется с ним бороться? Он просто на одно мнгновенье перестанет поддерживать его существованье и весь мир тут же вернётся в свое естественное состояние – в небытие.
Второе – следует прояснить почему было именно десять казней и почему именно такие.
Для того чтобы ответить на эти вопросы нам следует сначала понять что такое наказание вообще. Для чего, например, наказывают преступника, ведь преступление уже совершено, наказанием ничего не вернешь? На это можно предложить разные варианты ответов. Например, наказание это месть, наказание это исправление и наказание это устрашение для других ( или для него самого, чтобы больше неповадно было). Мы не будем говорить чем является наказание в законе, рассмотрим это с точки зрения Торы. Месть Всевышнему не нужна, Он намного выше этого. Наказание в Торе это в основном исправление, причем исправление настоящее, т.к. только Б-г один может действительно дать «мера за меру». Кроме того исправление включает в себя не устрашение, а обучение – человек должен вынести для себя что-то из наказания. Именно таким наказанием и являлись египетские казни.
Число десять совсем не случайно. Десятью речениями был сотворен мир,его внешняя оболочка. Десять речений Творец сказал на горе Синай открыв свою волю – внутреняя часть, смысл творения. В Египте отделили творение от Б-га. Разврат и идолопоклонство в жизни и мировозрение скрыли Творца. Мир выглядел как существующий сам по себе. Рок, судьба, природа – это египтяне принимали. Но не Творца сотворившего мир и вмешивающегося в ход жизни. Нет воздаяния и наказания за дела, нет суда и судьи. Десять речений, которыми был сотворен мир покрылись мраком, скорлупой. И назначение десяти казней было эту скорлупу разбить. С каждой казнью разбивалась одна скорлупа, спадала завеса и все больше и больше проступало управление миром единого Творца. Здесь не место рассматривать это подробно, но можно увидеть как каждая из казней соответствовала одному из речений. В комментарии к следующей главе мы попробуем это сделать. Пока же нам стало понятно что казни служили, как для евреев так и для египтян, средством для раскрытия Творца и Его управления миром. С каждой казнью это сознание раскрывалось все больше. Что ж, часто, если по-другому невозможно, наше обучение проходит довольно таки больно для нас.

Комментариев нет: