четверг, ноября 09, 2006

Глава Лех леха 2-ой год

Наша недельная глава начинает рассказывать об Аврааме. После того как в прошлой главе человечество разделилось на три расы, Тора переходит к повествованию о создании избранного народа, на который будет возложена миссия по исправлению человечества. Авраам, Ицхак и Яков станут духовными корнями этого народа, они смогут передать им качества необходимые для выполнения их миссии. Первым был Авраам. Что особенного в этом человеке, как он смог вырваться из своей среды и возвыситься над ней и что означает это возвышение? Об этом у нас и пойдет разговор.

Мудрецы называют разные числа относительно возраста, когда Авраам узнал Б-га – три, сорок, семьдесят пять лет. Они не спорят между собой, речь идет лишь о разных уровнях постижения. Самый известный мидраш рассказывает об этом так: Аврааму было три года когда он задумался об устройстве мира. У этого мира должен быть хозяин, подумал он. Наверно, это солнце, дарующее жизнь всему на земле. Но солнце зашло и вышли звезды. Нет, сказал Авраам, солнце непостоянно, может быть, звезды правят миром. Но пришла пора и звездам исчезнуть с небосклона. Нет, сказал Авраам, должна быть другая сила, сила которая создала их всех и правит всеми, единая сила. И он начал рассказывать людям о едином Творце неба и земли. Слух об Аврааме дошел до Нимрода, царя объявившего себя богом. Он приказал бросить в печь человека, не признававшего общепринятых богов и не поклоняющегося им. Авраама бросили в печь, но случилось чудо, и он остался жив. Мы привели мидраш вкратце и остановимся здесь. Интересно, что повествование Торы об Аврааме минует все эти события и начинается с обращения Б-га к нему, когда Аврааму было семьдесят пять лет. Но перед тем как мы ответим на этот вопрос, давайте задумаемся над словами мидраша. Вообще, когда мы учим Тору, нас меньше интересует происходили описываемые события реально или нет, но то что мы должны из этого учить (тора происходит от слова «ораа» - обучение, указание).
Итак, Авраам начинает свою «карьеру» ребенком. Он задает, кажущиеся нам наивными, самые простые, но в то же время, самые основные вопросы об устройстве бытия. Часто умные люди, мужи с учеными степенями, забывают эти вопросы, оставляют их в детстве и довольствуются видимой и доступной им картиной мира. Мидраш учит нас – можно и нужно оставаться ребенком. Чтобы найти Б-га в мире не нужно ученых степеней, даже ребенок может найти Его. Мудрость доступна взрослым и мудрым, познание Б-га может зависеть от интеллекта, но основная, начальная вера доступна всем. Найти Б-га легко, нужно лишь уметь задавать правильные вопросы и… быть честным и последовательным. Это главное, как мне кажется, качество Авраама. Он узнает что-то и готов следовать за этим до конца, до костра. Он не знал, что для него будет совершенно чудо.
И все же, и все же…всего этого еще недостаточно чтобы стать прародителем нового народа, народа который будет стоять над природой, кто сможет получить Тору и принести ее в этот мир. Для этого нужно…стать другим существом. Авраам был первым из геров – прозелитов. Так сейчас называют людей других национальностей, перешедших в иудаизм, ставших евреями. Поляк принявший православие остается поляком, ставший мусульманином француз, останется французом, и только иудаизм и еврейство неразделимы. Перешедший в еврейство может, по закону Торы (мудрецы запретили это), жениться на собственных родственниках, так как они больше не состоят в родстве. Он становится новым человеком, все прежние связи стерты. Человек поднимается над природой, он больше не часть творения…но часть Творца. Как это возможно, как может смертный преодолеть эту бесконечную пропасть между созданием и Создателем? Это не в силах создания. Но в силах Творца. Он может протянуть руку через эту пропасть. Во всех первых испытаниях, Авраам был честным, последовательным, мудрым, но человеком. Верующим философом, если хотите. И лишь с обращения Б-га к нему, начинается новая эра, он становится другим человеком, другим существом.
Рассмотрим это обращение. «уйди себе из земли своей, из родины своей, из дома отца своего, в землю которую Я укажу тебе». Чем занимался Авраам до этого? Напомним, на момент обращения к нему Б-га, Аврааму семьдесят лет, борьба первых лет позади, он почитаем, уважаем, у него есть ученики и последователи. Он занят только одним – распространением веры в единого Б-га, Творца неба и земли. Он живет не для себя – для Б-га. Нет, этого мало. Мало для того чтобы стать избранным, чтобы возвысится над природой. Оставь это все, говорит Ему Творец. Очень характерен здесь хасидский комментарий. Уйди из земли своей – от своих желаний (эрец и рацон однокоренные слова), какими бы возвышенными они не были, из родины своей – оставь все свои привычки (какими бы они не были), из дома отца твоего – оставь все свое прошлое мировоззрение, каким бы святым оно не было, в землю, которую Я укажу тебе – следуй Моей воле. Оставить все земное, человеческое (слишком человеческое) и стать другим. ( Это, однако, диаметрально противоположно идее о сверхчеловеке, свободном от человеческих слабостей, наоборот, здесь человек полностью подчиняет себя морали и долгу, воле Творца)
С этого момента, с этого обращения и начинается повествование Торы об Аврааме, повествование о создании народа Израиля.

Комментариев нет: