четверг, ноября 09, 2006

Глава Хаей Сара 2-ой год

Талмуд рассказывает о трех людях, которые «просили не так как нужно». Двум из них ответили положительно, а одному нет. Эти трое – Элиэзер, раб Авраама, царь Шауль и Ифтах. Элиэзер, как об этом рассказывается в нашей главе, поставил условие, что та девушка, которая в ответ на его просьбу напиться, предложит напоить его и его верблюдов, и будет женой Ицхаку. Эту просьбу Талмуд называет не подходящей, ведь такой девушкой могла оказаться любая, даже совсем не подходящая Ицхаку в духовном или физическом плане, девушка. Тем не менее с неба ответили на его молитву и этой девушкой оказалась Ривка. Царь Шауль предложил свою дочь в жены тому, кто сможет одолеть Голиафа. И здесь, как и в прошлом случае, условие это было неоправданным, тем не менее, с неба ответили положительно, и этим человеком оказался Давид. Ифтах пообещал, что в случае победы в войне, он принесет Б-гу в жертву первое, что по его возвращении, выйдет ему навстречу из дома. Обещание это было неправильным, так как навстречу мог выйти кто угодно, даже животное не пригодное для жертвы, например собака. И с неба ответили ему «неподобающе» - первой навстречу ему вышла его собственная дочь.
Естественно, возникает вопрос – почему? Почему, в первых двух случаях, был дан положительный ответ, а в третьем нет?
Ответ здесь находится в сути самой просьбы. Сказанное царем Шаулем имеет какой–то смысл. Да, конечно, победить Голиафа мог и грешник и прокаженный, но сам факт, что кто-то выйдет на бой пртив филистимлянского богатыря, уже делает его человеком особенным. Ифтах же положился только на случай.
Теперь перейдем к истории с Элиэзером. Первое, что нам следует отметить, это то что он сделал ставку на моральные качества девушки. Его просьба не была гаданием, формальностью. Напоить всех верблюдов – задача непростая. Девушка, которая сама предложит это, должна обладать определенными моральными качествами. Многие из предводителей еврейского народа, - Моше, Давид, раби Акива, раби Иегуда а наси, проверялись на своем отношении к животным.
Сделаем еще один шаг вглубь. Согласно еврейской традиции, качество Ицхака это гвура – мужество, строгий суд. Неисправленное это качество означает то, что человек не видит в мире Творца, рассчитывает только на свои силы. Исправленное это качество преобразуется в то, что человек хоть и рассчитывает на себя в служение Творцу, без помощи свыше, но в делах этого мира, в материальности он пассивен, направляя все самостоятельные усилия на служение Творцу. Именно таким и был Ицхак. Элиэзер знал, что это качество нужно уравновесить и сделать это можно при помощи противоположного качества –«хесед» - милосердие. В исправленном виде, милосердие выражается в активной работе по преобразованию этого мира, в активном действии. Именно это и искал в девушке для Ицхака, Элиэзер. Обратим внимание на его условие: та девушка, которая на его просьбу напоить его, предложит также напоить верблюдов. То есть, качество хесед, проявляется здесь в двух направлениях – сама суть действия и активность при его исполнении.
Из этой истории мы можем учить следующее: Элиэзер не смотрел на мудрость, на семью и, конечно, не на материальные факторы. Главное, что его интересовало, это моральные качества человека и особенно милосердие. Мудрость может придти потом, но на заросшем бурьяном поле, ничего не сможет взрасти. Кроме того, мы видим как важно равновес ие в душевных качествах. Человек замкнутый в себе, даже если он замкнут на служении Всевышнему, должен уравновешивать себя путем активного влияния на этот мир, участия в нем и преобразования его, так чтобы исполнить волю Творца, который «возжелал сделать себе жилище в нижних ( материальных) мирах».

Комментариев нет: