вторник, ноября 21, 2006

Глава Толдот (2-ой год)

В нашей недельной главе мы читаем про рождение Якова и Эсава. И почти сразу, по прочтении первых строчек возникает недоумение. В Торе написано: и толкались дети в утробе ее и сказала она (Ривка), если так то для чего же я и пошла вопросить Г-спода. И сказали ей: два народа в чреве твоем и т.д.
Во-первых непонятна фраза «для чего же я». Комментарий Раши – для чего же я молилась, на первый взгляд, трудность не устраняет. Во – вторых, как полученный ответ успокоил ее? Нам было бы понятно, если бы ей сказали, ничего, успокойся, бывают трудные беременности, все нормально. Но ответ, который ей дали вроде бы совсем не соответствует.
Для того чтобы во всем этом разобраться нам следует сперва обратиться к Мидрашу. Мидраш рассказывает, что толкание детей в утробе, было не совсем обычным. А именно, когда Ривка проходила мимо святого места, места где служат единому Б-гу, дети начинали толкаться. И когда она проходила мимо места идолопоклонства, они тоже проявляли бурную активность. Но дело в том, что Ривка не знала что их двое! А поскольку она думала, что ребенок только один, она ужасалась, видя его раздвоенную натуру. Ради этого ли я молилась, спрашивала она, чтобы привести в мир человека, у которого равная тяга к добру и к злу? Такой человек заранее обречен на неудачу. Во всем. И в этом мире и в том. Он не может до конца насладиться и обладать этим миром, потому что чувствует влечение к духовному и не может приобщиться к духовному, потому что его неудержимо тянет вниз.
На это она и получает ответ – это не один ребенок! Здесь нет раздвоения личности, они полярны, но четко определенны, каждый в своем направлении.
Мы знаем, что Тора это не книга историй или притч, а руководство к действию. Она актуальна для каждого человека в любое время. Основатель любавического хасидизма, р. Шнеур Залман из Ляд, рассматривает эту историю в личностном и очень актуальном для нашего времени контексте. Дело в том, что каждый из нас задается вопросом Ривки. Каждый находит в себе влечение к добру и к злу, и это повергает его в уныние. Где же истинный я, спрашивает он себя, истинны ли мои благородные намерения и духовные помыслы, когда через некоторое время я оказываюсь в пучине низменных страстей. Раби Шнеур Залман учит, что Яков и Эсав живут в каждом из нас. Это божественная душа и животная. Божественная душа стремится к духовности, к служению Творцу, животную душу интересует только личная выгода – эгоизм. Слова Торы «два народа в тебе», обращены к нам. Не отчаивайся, учит нас Тора, это не раздвоение личности, а два «я», две души. Кто же решит какая из них истинна? Это решает Творец, ведь Он открыл нам свою волю в Торе. Божественная душа должна сражаться и побеждать животную, но между ними не обязательно должна быть война. Ведь и животная душа, человеческий эгоизм, может понять что самое лучшее для нее это близость к Творцу. Ведь, после некоторого размышления, каждый может понять что удовольствия материальные гораздо ниже по количеству и качеству духовных удовольствий. Тогда обе души начнут не воевать, а помогать друг другу достичь одной и той же цели. Яков и Эсав не вечно будут враждовать. Наступит время мира и сотрудничества. Когда? Во времена Машиаха. Но каждый в отдельности может достичь этого уже сейчас.

Комментариев нет: