четверг, ноября 09, 2006

Глава Ва Ера 2-ой год

Известно из святых книг, что завершение любой вещи связано с началом, а начало с концом. Так в начале работы, столяр хочет сделать стол, потом идут промежуточные этапы и, наконец, завершенный стол и есть воплощение его желания. Так и в недельной главе, начало главы связано с ее окончанием. Иногда эта связь лежит на поверхности, иногда ее нужно искать. Наша глава названа «Ва Ера» - и увидел, по первым ее словам. В этом отрывке рассказывает Тора о том, как Авраам увидел ангелов, побежал к ним, пригласил к себе и т.д. В нашей главе у окончания есть, если можно так сказать, две части…
Первая это повествование, об одном из важнейших моментов еврейской истории, повлиявшем на весь еврейский народ, – жертвоприношении Ицхака. Здесь ход повествования о жизни Авраама заканчивается и идет перечисление потомков Нахора, от которого произошла Ривка, будущая жена Ицхака.
Почти в конце первой части, уже по завершении самого испытания, написано: « и поднял Авраам глаза свои и увидел: вот ягненок запутался рогами в кустах. И пошел Авраам, и взял ягненка, и принес его в жертву вместо сына. И назвал Авраам это место «Господь увидит, как будет сказано: на этой горе Господь будет видим.»
Последняя фраза второй части, т.е. последняя фраза главы гласит: »А наложница его (Нахора) по имени Реума – она тоже родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.» Имя Реума состоит из двух слов – «реу ма» - посмотрите что.
Связь между началом главы и ее окончанием лежит на поверхности, но требуется ее осмыслить. Все части связаны ключевым словом «видеть», как в начале, так и в конце главы.
Чтобы объяснить это, нужно предварительно сказать, что все материальные вещи имеют свой духовный корень. Материальный мир лишь отражение духовного мира, который, в свою очередь, есть отражение еще более тонкого духовного мира, над ним. Можно привести такой пример, хотя он и не будет в точности соответствовать вышесказанной идее: когда один человек бьет другого, этому предшествовало чувство злости или ненависти, которому, в свою очередь, предшествовало понимание того, что ему нанесена обида или ущерб. Что означает зрение в духовном плане? На эту тему написано очень много в хасидизме и кабале. Не зря известная пословица гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Слух, в духовном аспекте означает понимание, но видение это непосредственная связь с объектом. Когда мы слышим, звуки и слова следуют друг за другом по порядку, потому что для того чтобы понять, нужно разбить на составляющие детали, как для того чтобы переварить пищу нужно предварительно размельчить ее зубами. Но глаз, наоборот, схватывает картину целиком, и лишь потом начинает всматриваться в детали. Можно много читать, думать и знать о какой либо вещи или событии, но тот кто в этом событии участвовал, находится на качественно другом уровне, пусть даже он знает о нем меньше первого. Человека услышавшего о чем-то, понявшего что-то, можно разубедить, заставить сомневаться, но тот, кто что - либо видел, сомневаться не будет, пусть тысяча фактов будет против него.
В духовном аспекте видение это уровень веры. Вера это не понимание чего - либо, хотя разуму не противоречит, а наоборот, может на нем основываться. Вера это чувство, некая функция человеческой психики. Не зря слова вера и уверенность однокоренные, ведь если человек видит, он не сомневается.
Вся наша глава говорит о различных испытаниях Авраама, а испытание всегда это испытание веры. То есть испытание, это когда разум говорит одно, а вера обязывает поступить по другому, подняться над разумом. ( Здесь вера созвучна слову верность, ибо требует верности от своих последователей) И это всегда нелегко, потому что это как шаг в неизвестность, когда человек не чувствует почву под ногами. Вся суть Авраама была в распространение веры, его, наши мудрецы, называют «главой верующих».
В начале главы Авраам видит ангелов. Это может означать определенный уровень веры, который был у него тогда. Но в величайшем испытании, в жертвоприношении Ицхака, Авраам поднимается на величайший уровень веры. « И назвал Авраам это место «Господь увидит», как будет сказано: на этой горе Господь будет видим ». Здесь названо четырехбуквенное имя Всевышнего, раскрыт самый высокий уровень веры. Здесь Б-г устанавливает контакт, ведет диалог с человеком, он не только «видит», но и «видим» - раскрывается человеку. (Вспомним, что колодец, где Агар с Ишмаэлем увидела ангела, она называет «Б-г видящий»)
Авраам видит, но наложница Нахора Реума, раскрывает другое видение. Она говорит – смотрите. Бааль Шем Тов говорил, что в ее имени намекается на то что называется «ложная скромность». Она как бы говорит: смотрите, что я, я - ничто, но суть этого в том, чтобы на самом деле обратили внимание. Она раскрывает другое видение – видение в мире не Б - га, а себя. Авраам видит, он раскрывает глаза и ищет в мире Творца. Но есть те, чьи глаза «широко закрыты». Потому что они не ищут, не истина интересует их. Им нужно чтобы видели их.

Комментариев нет: