вторник, ноября 03, 2009

Вавилонская башня

Нужно понять, чего хотели добиться люди, построив башню и, что означает смешение языков.
Написано в святых книгах, что эти люди были на высоком уровне и знали имена и заклятия ангелов и они хотели получать шефу из очень высокого места, про которое сказано, что добро и зло там равны. То есть их действия не будут иметь последствия и наказания. И они хотели получать для себя, а настоящего битуля у них не было, поэтому они пошли против главной цели творения – жилища в нижних мирах и это смысл того, что они не хотели рассеиваться на земле.
Все это - насилие над действительностью согласно воле человека, а не битуль перед волей Творца.
Если поколение потопа было поколением индивидуалистов, стремившихся исключительно к личному удовольствию, то поколение вавилонской башни представляет полную противоположность – индивидуальность теряет всякую ценность перед лицом общей идеи. Строители башни решили отменить множественность, разнообразность мира.
Ведь символом того, что потопа больше не будет, стала радуга. Разноцветная радуга символизировала, что Всевышний теперь оценивает мир на другом уровне. Больше нет строгого черно-белого мира. Дороги, ведущие человека в этом мире стали разнообразны.
Строители башни пошли против этого принципа. Они решили придти у избавлению, привести мир к исправлению силой. Это механическое действие, в отличие от настоящего служения, подчинения воле Творца.
И это то, что имеется в виду,когда написано, что у них были "дварим ахадим" - единые слова.Единые это значит,все едино, однотонно. Настоящее единство, называющееся в Торе шалом - мир, не подразумевает стирание индивидуальных признаков, а, наоборот, каждый своей индивидуальностью должен дополнять общую картину.
Итак, грех потопа – потеря общества, строя, порядка, грех вавилонской башни – потеря индивидуальности. Грех потопа – погружение в материальность, следование страстям, грех башни- уход от материальности вверх, желание придти к избавлению своим путем, отличным от воли Творца.
У людей потопа нет цели, у поколения башни есть цель затмевающая все. Если они добьются своего, то история закончится, но это будет «неправильный» мир, мир в котором не будет исправлен материальный мир, исправлена человеческая природа. И Всевышний решает смешать их языки.
Что означает смешение языков? Единый язык это единый взгляд на мир, потому что язык, как известно, отражает мировоззрение, понятия, выраженные в нем. Мир был гомогенен – любая идея, выраженная на любом уровне, понималась всеми. Смешение языков означает разделение систем мировосприятия. Понятия, описанные в физических терминах, останутся только физическими понятиями и нельзя, как было до смешения, видеть через них все остальное, весь мир и человека. Сейчас для перехода из одной системы в другую нужен переводчик, тот, кто сумеет перевести из одной системы координат, системы понятий, в другую, тот, кто сумеет связать две системы.
Это должно показать многополярность мира. Нет одного народа, нет единой системы понятий. Это не значит, что нет одной цели. Цель есть и она одна, но каждый призван сам найти свой путь к ней.
Грех поколения башни в чем-то напоминает грех Кораха, тоже заявившего о равенстве. Строители башни, как и Корах были против посредника, связующего звена между человеком и Б-гом, против цадика, против появления еврейского народа (недаром предводитель строительства Нимрод своим главным врагом считал Авраама. Есть комментарий, что "дварим ахадим" означает слова против "ахадим" это Всевышний и Авраам, про кого сказано, что они единственные).
Как и Корах они являлись крайним выражением качества «дин» или »гвура», корнем которого является цимцум. Цимцум являет мир, существующий самостоятельно, без Творца. В таком мире, действительно, все равны. В мире природы нет разных уровней – все произошло из одного корня. В этом мире нет места цадику. Цадик же являет собой постоянную связь мира с Творцом, раскрывая, что «цимцум ло ке пшуто», что Всевышний никогда не покидал этого мира.
Строители башни рассеялись по земле, образовав 70 народов – 7 (число природы )* 10. И в этом же поколении засияла звезда Авраама, которому суждено образовать народ сутью которого будет раскрытие Творца в этом мире.
Нимрод, представлявший, как мы сказали, качество гвура, пытался бросить Авраама в огонь (огонь – гвура). Но Всевышний явил чудо и спас Авраама. Тогда Нимрод захватил в плен Лота, который, как и Авраам, олицетворял качество хесед (поэтому и был похож на него внешне), но нечистый, неисправленный хесед.
Авраам представляет собой качество хесед - милосердие. Милосердие тоже объединяет, но так как нужно, не отменяя границы, не теряя индивидуальности. Поэтому Авраам, который "правильно" объединяет и должен исправить поколение башни, которые неправильно объединяют.
С точки зрения психологии, это единство означает, что человек осознает себя как единую сущность, не разделяя на божественную и животную душу, на сознание и бессознательное. Он не верит в акт творения, в обновляющийся мир, а поэтому и не верит в возможность исправления, излечения, освобождения вообще. Держась за свою болезнь, за проблему, за свое прошлое, он как бы связывается с прошлым мира, с вечностью, что, конечно же, является фикцией, обманом и самообманом. Тот, кто не признает траннсцендентного Творца, сотворившего мир, не может уйти от проблемы, ведь она является "столь же старой как мир".(Мы не говорим здесь об атеистах, о том,кто отрицает Творца вообще - такой человек не ощущает проблемы, нет двойственности и нет греха.) Излечение этого, застрявшего в своем прошлом, человека,должно происходить с помощью качества Авраама - милосердия. Милосердие означает - подарок, то, что человек не заслуживает. И милосердие всевышнего проявляется в том, что человек сможет получить возможность уйти от греха, хотя он сам не понимает как, ведь он не разделяет себя с ним. И таково же милосердие Авраама, который буквально силой вытаскивал людей своего поколения, погрязших в грехе.

Комментариев нет: