воскресенье, ноября 22, 2009

Глава Толдот

Всегда, когда читают главу Толдот, возникает вопрос, как же Ицхак, который хоть и был слеп, но все равно был величайшим праведником и пророком, не знал, ято из себя представляет эсав и хотел его благословить?
На этот вопрос существует много ответов. Несомненно, Ицхак знал кто такой Эсав, как следует, хотя бы из того, что Раши пишет, что Ицхак знал, что Эсав не упоминает Б-жье имя (хотя есть комментаторы, которые говорят, что он думал, что Эсав не упоминает имя из-за страха перед небом). Более того, уже при беременности Ривки их наклонности были предопределенны, как сказано в Мидраше, что когда она проходила мимо дома идолопоклонства один (Эсав) хотел выйти.
Итак, Ицхак знал и про наклонности и про поведение Эсава. Но именно это и служило для него поводом хотеть благословить его. В Кабале написано, что корень Эсава очень высок, выше, чем у Якова. Яков происходит из мира тикун (мир исправления_, а Эсав из мира тогу (мир хаоса). Про мир тогу сказано, что там «большой свет в малых сосудах». То есть у Эсава большой потенциал, большие чувства, но он не может управлять этим. И все же, поскольку у каждого есть свобода выбора, Ицхак считал, что Эсав сможет реализовать свой потенциал, если дать ему духовную помощь. Более того, он считал, что Яков и Эсав должны дополнять друг друга. Так, как дополняют друг друга устная и письменная Тора. И в чем-то, Ицхак, действительно был прав, потому что из Эсава вышли знаменитые толкователи Устной Торы, она как бы держится на них – р. Акива, р. Меир, переводчик Торы на арамейский Ункелос и др.
Кроме того, Ицхак считал, что Яков и Эсав соответствуют двум уровням – цадик и бейнони (средний). Цадик это тот, у кого нет влечения к злу и его служение в мире называется итапха (обращение тьмы во свет), а бейнони, тот, кто перебарывает постоянно свое злое начало и его служение называется иткафья (подавление). Ицхак, в котором не было влечения к дурному, который сам был душой, которые будут спускаться в мир после воскрешения мертвых, был слеп, то есть, он не видел мира перед собой как он есть, а видел все в своем идеальном состоянии, в состоянии исправления. И поэтому, он считал, что Эсав, сможет перебороть свою плохую природу, перебороть тьму и вытащить оттуда искры святости. Ведь чтобы вытащить искры святости, которые упали в результате первого греха, в результате обмана змея, нужно также уметь «обманывать» и обходить и доставать искры святости. Также и устная Тора достигает света путем «обхода» или путем войны – когда есть вопросы и ответы и новые вопросы, пока картина не прояснится. Также и Эсав был «обманщиком» - он «ловил в силки своих речей». Ицхак и в этом видел только хорошее, только потенциал, который Эсав сможет использовать во благо. Якова же он считал цадиком, потому что нигде не проявлялось его умение победить зло, ведь он все время проводил в «шатрах Торы». Но на самом деле оба этих качества, и цадик и бейнони, принадлежали Якову. Поэтому у Якова два имени – первое Яков, символизирующее хитрость, использованную во благо, разумеется, и второе – Исраэль, означающее «яшар э-ль» - прямой к Б-гу. То есть второе имя означает, что не надо таиться, прятаться и хитрить, а можно идти прямо.

Комментариев нет: