понедельник, ноября 16, 2009

Три времени

Три времени – прошедшее, настоящее и будущее. Три праотца – Авраам, Ицхак и Яков. Три праздника – Песах, Шавуот и Суккот. Три уровня в лечении (исправлении) – адхака, авдала, амтака (подавление, разделение, исправление). Попытаемся связать между всем этим с точки зрения психологии.

Настоящее соответствует Якову, представляющему среднюю линию – бейнони. Потом прошлое – Авраам и это соответствует «раша» - грешнику , потому что грешник весь в прошлом, он не способен оторваться от него. Так же болезнь, травма это что-то, что постоянно из прошлого, из бессознательного напоминает о себе. А потом будущее – Ицхак, что соответствует праведнику, миру исправления, выздоровлению.
Но, вроде бы, в порядке праздников в году мы видим другую картину. Сначала в порядке праздников идет Песах, соответствующий Аврааму, потом Шавуот, соответствующий Ицхаку и только потом Суккот, соответствующий Якову.
Но ответ на это прост. Обратим внимание, что если считать с Рош а шана, то первым праздником, действительно является Суккот. Потом Песах и потом Шавуот. Все в том порядке, о котором говорилось в начале – Яков, Авраам, Ицхак.
Ответ в том, что разница происходит от того на что мы смотрим. Песах первый праздник если считать по месяцам. Месяц – ходеш, происходит от слова «хидуш» - обновление. И действительно, когда речь идет о новой работе, о поднятии на новую ступень, то там порядок должен быть «прошлое, настоящее, будущее», соответствующее трем уровням в решении проблем – «адхака, авдала, амтака». То есть сначала нужно уйти от греха, перебороть его, как это было в Песах, когда бежали из Египта. И это соответствует Аврааму (Авраам а иври – авар - прошлое, авера – преступление). То есть на уровне Авраама мы занимаемся исправлением грешника, который весь погружен в прошлое, не может из него выйти. И это проблему невозможно решить на этом уровне, а только перебороть, убежать от нее. На этом уровне человек полностью идентифицирует себя с грехом, он не разделяет себя на животную и божественную душу, на сознание и бессознательное,- для него все одно (эхад гая Авраам). Грех это болезнь, это травма, а травма держит человека в прошлом и нет другого выхода как научиться жить с этим.

Потом авдала – разделение, это когда человек начинает разделять себя и свое бессознательное. Так он может вырваться из рамок прошлого и начать исправлять, влиять, жить сегодняшним днем.
И это соответствует Шавуоту, дарованию Торы, Ицхаку. В данном случае Ицхак соответствует настоящему, потому что в настоящем нам и дана Тора для исполнения. Ицхак все еще соответствует праведнику, но это праведник «настоящего», т.е. только в настоящем он выше, а в будущем раскроется высота бейнони (средняя линия восходит до кетер). (Поэтому и второй храм, соответствующий Ицхаку не устоял, и про это царь Шломо сказал: не будь слишком праведным и т.д.) И, действительно, авдала, разделение, происходит у Ицхака, его дети разделяются на Якова и Эсава, представляющих, соответственно, божественную и животную души.
И потом мы приходим к Суккот, который соответствует Якову. И это соответствует будущему, единству, но не тому единству, которое было при Аврааме, когда все было одно, а тому, что называется шалом – мир, когда разные части гармонично дополняют друг друга. Тогда оказывается, что проблема, травма, сама становится помощницей и это уровень амтака, когда человек своими глазами видит, что «все к лучшему», что зло обернулось добром. ( И можно сказать, что это также соответствует трем уровням в уповании на Всевышнего. Первый уровень это «все к лучшему» - вера, что из всех бед, в конце концов, выйдет награда. Второй – «и это к лучшему» - каждая деталь обернется добром в настоящем. Третий – увидеть своими глазами, что изначально никакого зла не было и это полное исправление проблемы.)
Но если мы смотрим не в рамках «новой работы», а с начала года (год –шана, от слова лишнот – повторять), то такая, обычная работа начинается с Суккот – настоящего – бейнони, потом следует Песах – прошлое – раша и потом Шавуот – будущее – цадик.
То есть, на самом деле, все три времени и три уровня заключены в среднем.
То есть сначала нужно научиться быть «здесь и сейчас», уметь бороться и оставаться на одном уровне. И все это несмотря на то, что разделения на «я» и «не я» еще нет. И поэтому первый праздник с начала года это Суккот, соответствующий Якову, бейнони.
Потом человек начинает духовную работу. И, начиная духовную работу, он будет продвигаться все выше и его прошлое будет все больше мешать ему. Чем выше он поднимется, тем более он будет понимать и ощущать насколько неполным, неприемлемым, недостаточным было его служение. То есть, он, как бы, будет постоянно проживать заново свое прошлое, и будет казаться себе грешником. Поэтому второй уровень это грешник, это прошлое. И второй праздник за Суккотом это Песах – Авраам.
И, наконец, за этим этапом следует уровень исправление, когда бессознательное из врага становится помощником и другом. И это уровень амтака, исправления, соответствующий Ицхаку, праведнику, обращенному в будущее, в мир исправления. И это соответствует как раз празднику Шавуот, когда евреи, действительно, достигли уровня исправления и если бы не грех золотого тельца и т.д.

Комментариев нет: