воскресенье, июля 27, 2014

Буква א - начало и вера


Форма буквы א состоит из двух «йуд» и «вав», соединяющей между ними. Два йуда и вав равны в гимматрии 26, что также равно числовому значению четырехбуквенного имени Б-а. Это указывает нам на связь буквы алеф с самим Творцом. На это также указывает и числовое значение самой буквы – 1, ведь истинное единство принадлежит только Творцу. На эту связь указывает и одно из объяснений названия буквы – от слова «алуф» - предводитель, что указывает на предводителя, властелина мира.
Другое объяснения названия: алеф от слова «илуф» - обучение (как сказано אאלפך חכמה), что указывает на то, что первично обучение, что сам Творец выступает, в первую очередь, как учитель, даровавший народу Тору.
Если мы запишем алеф как слово, то оно будет состоять из букв алеф, ламед, пей, гжде алеф указывает на разум, ламед на сердце, а пей на рот, что говорит о единстве процесса обучения, где разум, чувства и внешнее выражение должны быть едины.
Еще одно объяснение говорит, что алеф происходит от слова «элеф» - тысяча. Если мы будем рассматривать гимматрии букв «манцепах», то самым большим числовым значением обладает буква цадик – 900. И тогда круг, как бы замыкается и начинается новый виток, где мы снова возвращаемся к алеф.
В книге р. Нехунии бен Акана сказано, что алеф отображает три сфиры – хохма, бина и тиферет. Первые две соответствуют пасуку "אאלפך חכמה, אאלפך בינה" (обучу тебя мудрости и разуму), а тиферет выражается тем, что само желание дать, обучить кого-то относится к чувствам (в отличие от чистого разума, являющегося личным, не связанным с внешним миром, наслаждением). И изучение Торы, как известно, соответствует праотцу Якову, соответствующему, в свою очередь, сфире тиферет.
И тогда, можно сказать, что это и отражено в форме самой буквы, где два йуда указывают на хохма и бина и вав на тиферет (буква вав в имени Б-га также соответствует тиферет).
Тора, начинается с буквы бет,  символизирующей двойственность, потому  что в нашем мире все разделено на два начала – мужское и женское, духовное и материальное (высшее и низшее единство Творца). Но дарование Торы на Синае, Торы, которая выше мира, которая выражает единство сущего, начинается с алеф – אנוכי ה'. И слово «анохи» - «я сам» указывает на самую высокую и сокровенную сущность Творца, которая выше всех ограничений – единство всего (с буквы алеф начинается также слово «эхад» - один).
И поэтому алеф относится в первую очередь к сфире кетер, в которой объединены хохма, бина и тиферет.
Алеф состоит из тех же букв, что и «פלא» - чудо, от слова «מופלא» - отделенный, отстраненный. И это чудо более великое чем «נס», т.к. второе указывает на нечто необычное, выходящее за рамки природы, но «пэле» указывает на чудо совершенно необъяснимое и не укладывающееся даже в законы логики.
«Пэлэ» связано также с понятием обета, особенно с обетом назира, как сказано:   דבר אל בני ישראל ואמרת אלהם איש או אשה כי יפלא לנדר נדר נזיר להזיר ליהוה.
Когда ангел является к родителям Шимшона, сообщить им о том, что их сын будет назиром, он говорит, что его имя «пили», т.к. ангел называется по имени своего послания, и в данный момент его послание было связано с назиром.
И так же как алеф, так и «пэлэ» связано со сфирой кетер, также как назир происходит от слова «незер» - венец и о нем сказано «ибо венец Б-га на голове его» (Ба мидбар 6:7).
У назира есть три заповеди – не стричь волосы, не пить вино и не есть все, что связано с виноградом и не оскверняться мертвым.  Попробуем рассмотреть связь между этими тремя заповедями.
Заповедь о назире следует в Торе сразу за заповедью о «сота» - женщине, подозреваемой в измене, а она, в свою очередь, следует за повелением отослать из стана всех нечистых.
Все виды нечистоты можно свести к трем корням – нечистота мертвого, нечистота в следствии истечения из тела и нечистота проказы. Все виды нечистоты, происходящие от нечистых «клипот» есть результат грехопадения Адама. И с этим грехопадением можно связать три вида нечистоты: цараат (проказа) связана со змеем, который, как говорят мудрецы был поражен пятнами на коже и наша кожа в Зоар называется «машха де хивия» (змеиная кожа), истечение из тела связана с падением Хавы, получивший, в результате греха кровь и нечистоту нида, и смерть, являющаяся проклятием, полученным Адамом.
В этих тех наказаниях и трех видах нечистоты проявляются три стихии: воздух – это цараат, посылаемая за лашон а ра (злоязычие), т.к. змей говорил лашон а ра про Творца, вода – истечение из тела, связанное с развратом (сказано что наслаждения происходят от стихии воды), огонь – связан со смертью, т.к. огонь разделяет все и возвращает к своему источнику. (Другое объяснение – огонь это цараат, т.к. корень греха змея в идолопоклонстве, гордыне и зависти и смерть это воздух, когда душа покидает тело, нешама (душа) от слова нешима (дыхание))
Четвертая стихия – земля, связана с ними всеми. Змею было сказано, что он будет ползать (по земле) и есть прах, Хаве – рождение детей в скорби, а скорбь происходит от стихии земли, Адаму, что он будет в поте лица добывать хлеб из земли, а потом вернется в прах, из которого сотворен.
(И это связано с четырьмя основными грехами – идолопоклонством, убийством, развратом и лашон а ра, который равен всем трем)
Как проверяется сота? – прах их храма бросают в сосуд с водой, куда потом стирают отрывок Торы с именем Б-га. И это соответствует также тому, что мы сказали: прах – земля, вода – стихия воды и имя Б-га это воздух (подобно божественной душе, вдунутой в тело Адама). В стираемом отрывке Торы есть 54 слова, что соответствует гемматрии «דן» - суд, т.к. вся эта смесь превращается в огонь – суд Б-га для наказания этой женщины. (דן это внутренние буквы имени Б-га א-ד-נ-י, когда «сдерживающие суд алеф и йуд уходят и остается лишь огонь суда).
Написано, что в заслугу того, что Авраам сказал «я прах и пепел», его дети получили заповедь «праха соты» и «пепла красной коровы». Когда Авраам произнес эти слова?- когда он молился о Сдоме, чтобы Всевышний ограничил свой суд и разделил между праведными и грешными. И его молитва отразилась в двух этих заповедях, ведь они призваны различить и разделить истину от лжи, чистоту от нечистоты. Какая разница между прахом и пеплом. Комментаторы говорят, что они похожи и противоположны одновременно. В прахе нет ничего, кроме потенциала произращения новой жизни, кроме будущего. Пепел также является ничем, но он указывает на прошлое, на то, чем он был раньше. (Авраам просит услышать его молитву в заслугу прошлого - предков или будущего – потомков, хотя сам он не представляет никакой ценности.) И, соответственно с этим, «прах соты» проверяет, изменила ли женщина и очищает ее имя, а пепел коровы возвращает человеку первоначальную чистоту.
И теперь рассмотрим три заповеди назира. Вино, от которого он отказывается, соответствует проклятию Хавы, запрет осквернения мертвыми соответствует наказанию Адама и запрет стричь волосы греху змея, в противовес тому, как прокаженный обривает все волосы.
Назир, исправляя все это, поднимается, как мы сказали, до кетер. В кетер есть три проявления – вера, наслаждение и воля. Наслаждение исправляется отказом от вина, воля – ритуальной чистотой и вера – запретом стрижки, что исправляет, как мы сказали, грех змея. (Можно сказать, что намек на это есть в самой форме алеф, состоящей из двух букв йуд, скрепленных вав. Верняя йуд это вера, нижняя – наслаждение и вав – воля, соединяющая их.)    
 Суть кетер подобно определению святости, это возможность соединять противоположности. один, на святом языке «эхад», а гимматрия «эхад» равна тринадцати, что также является гимматрией слова «аhава» - любовь, что указывает на то, что истинное единство в объединение противоположностей.
Истинное единство противоположностей доступно именно вере, потому что разум не способен постичь это. Вера – אמונה – относится к сфират кетер.
Здесь я хотел бы сказать пару слов о понятии вера. Что такое вера? Вера во что? Люди верят в Б-га, в идеалы, в инопланетян и т.д. и т.п. Поэтому важно понять, что когда мы говорим вера, имеется в виду не определенный контент, а некая функция нашей души, нашей психики. Разум сам по себе не способен дать нам внутреннюю связь с объектом. Когда я выхожу из комнаты, разум подсказывает, что вещи в комнате продолжают находиться там на своем месте, но, кроме этого, у нас есть вера, что это действительно так. Вера поэтому не противоречит разуму, а, наоборот, дополняет его.
У слова אמונה есть несколько значений. Первое – «эмуна» от слова «омен» - истина:  יְהוָה אֱלֹהַי אַתָּה אֲרוֹמִמְךָ אוֹדֶה שִׁמְךָ כִּי עָשִׂיתָ פֶּלֶא עֵצוֹת מֵרָחוֹק אֱמוּנָה אֹמֶן -  Г-споди! Ты мой Б-г, превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил чудо, предопределения древние верны, истинны.
Второе – «эмуна» от слова «нээманут» - верность. Третье – «омен» - воспитатель, педагог: וַיְהִ֨י אֹמֵ֜ן אֶת־הֲדַסָּ֗ה הִ֤יא אֶסְתֵּר֙ - И был он воспитателем Адассы, она же Эстэр. И четвертое – «оманут» - искусство, творчество.
Попробуем рассмотреть и понять их. Первые два выглядят противоположными по смыслу. Потому что «истина» означает, что все видно и очевидно и просто и в таком случае «верность» не нужна. Верность бывает нужна, когда внешне все обстоятельства против,- тогда человек остается верен. На самом деле два этих значения дополняют друг друга и говорят о двух уровнях веры. 
Действительно, вера дает человеку уверенность, связь с объектом, как говорилось выше. С другой стороны, вера, как функция души, качество психики, используется именно тогда, когда «не видно», она дополняет и оживляет картину мира. Это верность идеалам или принципам в раздробленной, разорванной картине мира.
Третье объяснение говорит о вере как о воспитательном процессе. Это значит, что вера не статична, она развивается и развивает человека, можно сказать, что уровень человека это уровень его веры, его внутренней связи с тем, что он говорит и делает.
Четвертое значение отличается от всех остальных. Если все предыдущие относились к сокрытому, к внутреннему миру человека, то последнее значение, наоборот, говорит о вере как о чем-то, что проявляется в действии. В творчестве проявляется вера человека,- если ты хочешь узнать, во что человек верит, то посмотри на то, что он творит.
Интересно, что в Талмуде (тр. Хулин 89а) сказано, от имени рав Ицхака, что главное искусство человека в мире это молчание. Но это не относится к словам Торы.
И это поразительно, ведь, кажется, что творчество это именно проявление себя, возможность выразить себя, высказаться, а молчание противоположно этому. Но это означает, что молчание это первый уровень, что невозможно прийти к правильной, истинной речи без молчания, отказа от себя, предшествующего ей.   Только после молчания может проявиться истинная, исправленная речь, которая будет истинным проявлением творческого начала и божественной души, его настоящего я и это искусство будет проявляться в словах Торы, в тех новых пониманиях и объяснениях, которые принадлежат только этому человеку и никому другому.
Четыре этих объяснения соответствуют, как пишет рав Гинзбург, четырем буквам имени Б-га и четырем «ликам»:
Значение слова эмуна
Сфирот
Вопрос
Истина
Хохма
Что
Верность
Бина
Как
Воспитание
Тиферет
Где
Искусство
Малхут
Когда

Вера, исходящая из кетер, проявляется на каждом уровне по-своему. Вера, отвечающая на вопрос «для чего», относящаяся к причине, к источнику, на уровне хохма проявляется в том, что «что» не будет оторвано от «для чего», понимание мира, какое бы глубокое оно не было, не будет оторвано от смысла, от первоначального замысла. Первоначальный замысел необъясним (не противоречит разуму, как мы уже говорили, но выше его),- вера это функция души, за которой следует разум.
Например, человек верит в какие-то идеалы, скажем, в идеалы демократии и гуманизма. Принципы эти не противоречат разуму, наоборот, «все люди равны» - принцип достаточно удобный и доступный пониманию. И, тем не менее, он все равно основан на вере – человек верит, что это так, что люди действительно рождены равными. Очень часто люди спорят друг с другом, приводя различные доводы, но доводы эти основаны, на предпосылках, которые, в свою очередь, основаны на аксиомах, которые не доказуемы, а основаны на вере. Такой спор заранее обречен, потому что доводы каждого основаны на отличном от другого мировоззрении и каждый будет оценивать мир соответственно своей вере.
На уровне Бина вера означает верность, потому что в бина происходит разбитие на составляющие, разрыв целостной картины мира и там нужна верность первоначальному замыслу, верность первоначальной идее, что есть нечто общее и целостное в этой разорванной реальности. Вера помогает бина соединиться с хохма, не терять из виду первоначальный целостный взгляд.
Тиферет относиться к области чувств, которые находятся в постоянном движении и развитии и именно к ним относится воспитание и развитие. Человек называется «меалех» - идущий, что говорит о необходимости постоянного развития. Тот, кто остановился, как бы, не живет. Поэтому тиферет относится к вопросу «где» - в какую сторону нужно продвигаться. И вера указывает на это направление, в сторону которого должен развиваться человек, воспитывая свои чувства.
Малхут относится к действию и к вопросу «когда» потому что у каждого действия есть определенное время, когда можно его делать. Так изучать законы жертвоприношений, например, можно в любом месте и в любое время, но приношение жертв должно было совершаться только в храме и в определенное время. Вера на уровне малхут проявляется в принятии этих законов, законов Торы, «искусства Всевышнего», чтобы делать только то, что нужно, и в определенное время, и не делать того, что нельзя.


Комментариев нет: