Буква бет и своей формой и названием указывает
на строение – байт (дом), где есть крыша, пол и стена. Открыта она лишь с одной
стороны, как бы указывая, что мы можем понять только то, что было после акта
творения мира, но не до него.
Еще одна причина,
по которой Тора начинается именно с бет, потому что бет указывает на
двойственность, а в творении все построено на двойственности и
противоположностях – мужское и женское начало, дающий и принимающий и т.д.
Истинное единство, где противоположности объединены, относится к букве алеф.
Буква бет
выражает тайну множественности – как из первоначального единства происходит
множественность творений. Намек на это есть и в мидраше, который говорит, что
бет была выбрана для начала Торы, потому что с нее начинается слово «браха» -
благословение. ברכה состоит
из букв бет, реш, каф числовое значение которых 2, 200 и 20 соответственно, что
указывает на множественность, увеличение.
Слово בראשית можно прочесть как בראש ית. Есть только три буквы,
заканчивающиеся на ית – бет,
хет и тет. Вместе они составляют слово «בטח» - корень слова «битахон» -
уверенность. То есть бет намекает также на качество уверенности во Всевышнем.
Уверенность это не абстрактная вера, а вера, вовлеченная в действие. Когда
уверенности нет, то человек волнуется за свое будущее. Волнение на иврите דאגה и это
первые буквы алфавита, кроме бет, стоящие не по порядку. То есть, когда нет
уверенности, то человек видит реальность непонятной, смешанной, в которой нет
порядка и направления.
На
двойственность, как на начало множественности указывает также то, что первые
два слова Торы начинаются с бет – בראשית
ברא. Глагол
«לבראו»
означает создание чего-то и- ничего, что под силу только Творцу мира. В кабале
это соответствует миру «бриа» - первому из «отделенных» миров, где, в отличие
от мира Ацилут, свет не полностью соединен с сосудами. То есть в мире Бриа
появляется то самостоятельное творение, отдаленное и отделенное от Творца.
Какой сфире
соответствует бет? Если алеф это кетер, то бет – хохма, а если алеф хохма, то
бет относится к сфире бина (и тогда бет читается как בת י – «дочь йуд», т.е. бина,
происходящая из хохма) и это также двойственность, присущая букве бет.
Сфира бина и
«байт» (дом) указывает на то, что буква бен особенно относится к женской
стороне. Женщина находится внутри, в доме, она строит дом, она скрыта от глаз и
поэтому именно через нее приходит «браха», как сказано: благословение почиет на
том, что сокрыто от глаз.
Мидраш говорит,
что «берешит» можно понять также как «бет решит» - два начала. Что же
называется «началом»? Либо Тора и народ Израиля, либо страх перед Б-гом, как
сказано «начало мудрости – страх перед Б-гом» (Тегилим 111). И тогда
двойственность указывает на два «страха» - нижний и высший. Нижний страх это
страх восстать против величия Творца, а высший страх это страх приравниваемый к
стыду (Тания 4).
Само слово
«решит» означает начало и указывает на начало времени, т.к. и время было
сотворено Творцом вместе с пространством и материей. И тогда буква бет
указывает на двойственность самого времени. Двойственность эта состоит из
понятий «вечность» и «мгновение». Вечность указывает на однородность,
отстраненность и абстрактность времени,- с точки зрения вечности ничего не
имеет значения, все сливается в однородную массу. С другой стороны каждое
мгновение неповторимо и уникально. Правильное, исправленное ощущение времени
состоит из умения соединить два этих ощущения.
Мы говорили уже,
что буква бет намекает на битахон – уверенность в Б-ге. Эта уверенность также
рождается из двойственности, из противоречия между верой и реальностью,
открывающейся глазам.
У комментаторов
Торы принято обычно противопоставлять веру и уверенность – אמונה וביטחון.
Каково же
соотношение между ними? Можно рассмотреть несколько уровней ответов.
Вера относится к
умозрительным заключениям, а битахон это вера в действии, в ее соприкосновении
с жизнью. Что это подразумевает в действии, мы скажем чуть дальше.
Но сначала нужно
понять – вера во что? Если это вера в то, что все от Б-га, т.е. все, что
происходит с человеком – плохое или хорошее,- все это определено ему свыше, то
что в таком случае означает битахон? Битахон будет проявляться в спокойствии
человека, в его религиозно – философском подходе ко всему, что с ним
происходит. Т.е., даже если случается что-то плохое, человек знает, что так
определено ему свыше, как искупление за его грехи, например.
Второй вариант
веры, как говорят об этом наши мудрецы, это вера в то, что все к лучшему. И
здесь уже есть две возможности понимания. Первая – как продолжение того, о чем
говорилось выше – даже, если случается что-то плохое, то это может быть искуплением
грехов для очищения человека. Однако, это не окончательное понимание этого
уровня. Приведем здесь одну из классических историй талмуда, демонстрирующих
этот подход.
Однажды рабби Акива был в пути. Он прибыл в
одно село, где он пытался найти себе ночлег, но ему всюду в этом отказали. На
это он сказал: «Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». И он провел ночь в
открытом поле. Он имел с собой петуха, осла и лампу. Подул ветер и потушил
лампу, ласка съела петуха, а лев растерзал осла. И рабби Акива вновь повторил:
«Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». В эту же ночь грабители ворвались
в село, ограбили его и увели всех его жителей в плен. Если бы рабби Акива
ночевал в селе, он подвергся бы той же участи. Если бы лампа горела, петух
кричал или осел заревел, он был бы обнаружен бандитами в открытом поле.
Попробуем понять
этот рассказ. Если Б-г хотел спасти раби Акиву, то почему тот вообще должен был
претерпевать какие либо неприятности? Можно сказать, что какие-то прегрешения у
раби Акивы были и поэтому его избавление не могло быть абсолютно «чистым». Но
можно объяснить, что так же как мы не удосуживаемся поблагодарить Б-га за то,
что мы дышим, видим, за то, что земля не проваливается у нас под ногами и т.п.
потому что мы воспринимаем это как само собой разумеющееся, человек осознает
чудо и участие Б-га в его жизни только когда что-то случается, только когда
вещи перестают быть сами собой разумеющимися. Только на фоне черного виден
белый цвет. Тысячи чудес происходят с нами ежедневно, о которых мы даже не
знаем, а для того чтобы оценить чудо необходим черный фон. И, все же,
непонятно, что означают эти слова, этот подход – «все к лучшему»? Ведь у
человека есть свобода выбора и, реализуя свою свободу, он может совершить и
зло?
Но здесь и
проявляется двойственность и парадокс – цель и результат, как бы, уже
определены заранее и все, что не произойдет, включено в изначальный план
творения. Человек же реализует свой выбор только в рамках своего частного бытия
и получает, соответственно с этим, награду или наказание (о награде и наказании
мы подробно поговорим в следующей главе), общее же бытие все равно развивается
по плану Творца.
Об этом говорит талмуд,
комментируя пасук из Псалмов «נורא עלילה על בני אדם» - . Адам должен был стать
смертным и начать историю человечества, тем не менее, смерть является
результатом его греха. Евреи должны были страдать в египетском рабстве, тем не
менее, египтяне были наказаны за это потому что с их стороны, это был их выбор.
Подобное этому говорится и в Пиркей авот: за то, что ты утопил, тебя утопили,
но и тебя утопившие утоплены будут.
Поэтому, с точки
зрения Творца, все к лучшему, т.е. все служит раскрытию Его единства, а
раскрытие это, как мы уже говорили, невозможно без кажущегося противостояния,
без черного фона.
Этот уровень
битахон выше предыдущего, поскольку больше относится к абсолютному единству
Творца, - зло в нем выступает лишь как необходимая ступень для раскрытия добра.
Раби Акива, поскольку жил и чувствовал именно на этом уровне битахон, получил
возможность увидеть раскрытие этого закона в действии – зло, действительно
служило лишь инструментом для проявления добра, раскрытия Б-га в мире.
Есть и еще один
уровень битахон, отображенный в истории с Нахумом «Гамзу».
А почему
прозвали его Нахум Иш
Гамзу? Потому, что на все, что случалось с ним, он говорил: И это к добру! Однажды посылали мудрецы дар
императору. Говорят они: С кем мы
пошлем? Говорят: С Нахумом Иш
Гамзу, ибо он обладает даром
чудотворца. Послали его (дар) с ним. Отправился он и заночевал
(лег) в
одном месте (жилом доме), встали (ночью)
тамошние обитатели, взяли все,
что было
в его сундуках и наполнили их землей.
Когда добрался он туда (в Рим),
раскрыл он сундуки
и увидел, что они
полны землей. Сказал (император):
Смеются надо мной иудеи? Распорядились его (Нахума Иш Гамзу) убить. Сказал он: И это
к добру! Пришел Элияhу,
принял вид одного
из них. Сказал он им: Быть может это из
той земли Авраама, из которой вырастали стебли травы и становились стрелами и мечами, чтобы разить
врагов его (как сказано: сделает
подобно праху меч
свой). Был там один город, который не могли они завоевать. Попробовали они
на нем из
этого (этой земли) и завоевали
его. Повели его (Нахума Иш Гамзу)
в сокровищницу и
наполнили сундуки его драгоценными камнями
и жемчугом. Доставили его в
то самое место ночлега. Сказали (тамошние) ему:
Что такое ты привез
(туда), что тебе все это устроили? Сказал он им:
Что я
взял отсюда, то и привез туда. Взяли (встали) они также
и привезли (в дар) из этой земли. Повелел царь, проверили эту землю (на деле)
и казнили всех тамошних обитателей.
Отличие этой
истории от истории с раби Акивой в том, что у раби Акивы зло остается злом –
потеря осла, петуха и свечи не возмещаются, оно лишь служит для раскрытия
добра. Во второй истории с Нахумом Гумзу, очевидно произошедшее чудо, тогда как
в первой оно более сокрыто. В этом и разница между «все к лучшему» и «и это к
лучшему»,- в первом случае раскрывается изначальный замысел, во втором
моделируется будущее, проявляется прямое влияние Б-га.
Но мы сказали,
что битахон это не вера, а проявление веры в жизни, в действии. Как же
проявляется все то, о чем мы говорили? Очевидно, что подход «все к лучшему»
дарит человеку еще большее спокойствие и, главное, связь с Б-гом даже тогда,
когда видимый мир, кажется, противоречит Его участию в нем. Эта связь и есть на
самом деле самое ценное, что может подарить битахон.
Уровень «и это к
лучшему» выражается в прямой связи с Творцом, в самой уверенности, что Он может
помочь и вызволить из любой ситуации в любой момент, вне зависимости от заслуг
или провинностей человека. Подобно преступнику, просящему спасение и амнистию у
царя, в заслугу самой этой связи и надежды и упованию на царя, спасение
может прийти.
И, наконец, нужно
заняться вопросом еще одной двойственности – соотношению между битахон и
«иштадлут» (необходимые прилагаемые усилия). Действие или бездействие – чего
требует от нас битахон?
Казалось бы, чем
меньше действия, тем больше места мы оставляем проявлению чудесного управления
миром Творца, а поэтому количество прилагаемых усилий нужно уменьшать.
Однако, попробуем
привести несколько примеров из Торы и мы увидим, что картина не так проста.
Первый пример – сравнение четырех царей Иудеи.
Четверо царей.
Того, что просил этот, не просил другой. И вот они: Давид (993 - 961 до н.э.),
Аса (908 - 867 до н.э.), Иеошафат (870-846 до н.э.) и Хизкиягу (727-698 до
н.э.). Давид сказал: "Буду преследовать врагов моих и настигну их…"
[Псалмы, 18:38]. Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано:
"…и побил их Давид…" [Шмуэль I, 30:17]. Встал Аса и сказал: "Нет
у меня силы убивать, а только я буду преследовать, а Ты делать остальное".
Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И
преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Грара, и пали кушиты, и не
осталось у них живых, так как они пали перед Г-сподом…" [Диврей айамим II,
14:12]. Не написано: так, как они пали перед Асой, а написано: "так, как
они пали перед Г-сподом". Встал Иеошафат и сказал: "Нет у меня сил,
ни убивать, ни преследовать, а только я скажу песнопение, а Ты сделаешь остальное".
Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И в то
время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду против
(возбудил распри между) сынов Амона, Моава и (жителей) горы Сеир, пришедших на
Иудею, и они были поражены. И восстали сыны Амона и Моава на обитателей горы
Сеир, избивая и истребляя, а когда покончили с жителями Сеира, помогали друг
другу (во взаимном) истреблении [Диврей айамим II, 20:22-23]. Встал Хизкиягу и
сказал: "Нет у меня сил ни убивать, ни преследовать, ни говорить песнопение,
а только я буду спать на своей постели, а Ты сделаешь остальное". Ответил
ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И было в ту ночь:
вышел ангел Г-сподень и поразил в стане Ашшурском сто восемьдесят пять
тысяч" [Мелахим II, 19:35].
Итак, в каждому из
этих четырех царей Б-г ответил, соответственно с его просьбой и его молитвой.
Казалось бы, у кого из вышеперечисленных царей выше уровень битахон? У
Хизкиягу, разумеется. Но некоторые комментаторы смотрят на это совсем с другой
стороны.
Хизкиягу настолько
боялся, что, соверши он какое либо материальное усилие, он может посчитать, что
это он, а не Б-г привел к этому результату, что отказался от совершения каких
либо действий вообще. Другие цари были готовы к каким-то действиям в
материальном мире, без опасения, что это может повлиять на чистоту их веры и
уверенности в Б-ге. Царь Давид мог совершить все материальные действия, которые
были необходимы – преследовать врагов, сражаться и т.д. и при этом не на миг не
подумать, что «сила моя и крепость моей руки сотворила это».
Действительно,
Творец создавал мир и его законы не для того, чтобы нарушать их и чуда является
всегда исключением, необходимым в данный момент, но никак не правилом.
Наоборот, цель творения это раскрытие Б-га и Его управления внутри законов
природы и это дихотомия является неотъемлемой частью всего мироздания.
Рассмотрим еще
один пример из Торы. Всевышний говорит Аврааму, что ему нужно идти в землю Кнаан,
где у него будет потомство, ученики и пр. Авраам слушается Всевышнего, а через
некоторое время в этой земле начинается голод и Авраам спускается в Египет, где
его жену забирают в дом фараона и только благодаря вмешательству Б-га, они
спасаются. Правильно ли поступил Авраам, спустившись в Египет? Многие
комментаторы говорят, что да – что еще ему оставалось делать? Но Рамбан,
утверждает, что Авраам должен был оставаться в земле Израиля и надеяться на
спасение Всевышнего и все, что с ним произошло это результат его ошибки.
В чем спор
комментаторов? Спор – как проявляется битахон – в действии или бездействии. И в
том и в другом случае божественное провидение проявит себя, когда все уже будет
использовано, когда человек дойдет до черты – спор лишь в том, нужно ли
перепробовать все природные способы и лишь там, дойдя до черты, вмешается чудо,
как, собственно и было в истории с Авраамом или же нужно бездействовать и также
«дойти до черты» в своем полагании на
Б-га. Как мы видим из спора комментаторов, вопрос этот не такой простой и нет
абсолютного и единственного решения. Есть «битахон активный» - действие с
уверенность в Б-ге и есть «битахон пассивный» - бездействие с уверенностью в
том, что Б-г поможет и нужно знать, когда, как и сколько применять. (К примеру,
Ханука это пример активного битахон, когда евреи взяли оружие и вышли на войну
против огромной армии, а Пурим это пример пассивного битахон, когда евреи
практически ничего не предпринимали, кроме поста и молитв)
Когда Яков
возвращается в землю Израиля и ему сообщают, что Эсав идет навстречу с ним с
отрядом в 400 человек, сказано, что «Яков очень испугался и стеснилось сердце
его». Раши объясняет, что, несмотря на то, что Б-г дал ему обещание охранять
его, он все равно опасался, что какой ни будь грех повлияет и на это обещание. Трудно
заподозрить Якова в отсутствии у него уверенности во Всевышнем. Итак, мы видим,
что битахон не всегда решает даже проблему спокойствия , ведь страдание все
равно может настигнуть человека, если он того заслуживает. Обретение смысла
дает успокоение лишь при взгляде назад, в прошлое, но не в неопределенность
будущего. Спокойствие возникает от самого факта связи с Творцом, от ощущения,
что ты не отдан во власть случайностей природы, а находишься под неусыпным
взглядом Б-га, что и является проявлением веры в «ашгаха пратит» (личное
наблюдение).
Интересно, что в
Кабале качество битахон связано со сфирот нецах и hод, которые, в свою очередь, соотносятся с ногами
(или бедрами) и именно бедро было задето ангелом у Якова, как бы намекая на
качество битахон (тогда слова Торы «и остался Яков один» можно понять как «один
без Всевышнего», т.е. было ослабление в качестве битахон, после чего, на него и
напал ангел Эсава. Мидраш говорит, что Яков вернулся за «малыми сосудами» и
этим сосудом и был тот самый горшочек с маслом, найденный в храме в Хануку. То
есть мы видим здесь прямую связь между историей Якова, Ханукой и качеством
битахон).
Hод происходит
также от слова «леодот» - благодарить, а благодарность обычно обращена в
прошлое, в то время как нецах означает вечность, что означает обращенность в
будущее. И это соответствует двум уровням, о которых мы говорили выше – «все к
лучшему» и «и это к лучшему», когда «все к лучшему» относится к прошлому, к уже
заранее спланированному и предопределенному исходу, как это объяснялось выше и
потому связано с качеством hод,
в то время как «и это к лучшему» направлено на модификацию будущего и поэтому
соотносится со сфирой нецах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий