пятница, июля 11, 2014

Буква ב – бет – вторая буква алфавита.

 Буква бет и своей формой и названием указывает на строение – байт (дом), где есть крыша, пол и стена. Открыта она лишь с одной стороны, как бы указывая, что мы можем понять только то, что было после акта творения мира, но не до него.
Еще одна причина, по которой Тора начинается именно с бет, потому что бет указывает на двойственность, а в творении все построено на двойственности и противоположностях – мужское и женское начало, дающий и принимающий и т.д. Истинное единство, где противоположности объединены, относится к букве алеф.
Буква бет выражает тайну множественности – как из первоначального единства происходит множественность творений. Намек на это есть и в мидраше, который говорит, что бет была выбрана для начала Торы, потому что с нее начинается слово «браха» - благословение. ברכה состоит из букв бет, реш, каф числовое значение которых 2, 200 и 20 соответственно, что указывает на множественность, увеличение.
Слово בראשית  можно прочесть как בראש ית. Есть только три буквы, заканчивающиеся на ית – бет, хет и тет. Вместе они составляют слово «בטח» - корень слова «битахон» - уверенность. То есть бет намекает также на качество уверенности во Всевышнем. Уверенность это не абстрактная вера, а вера, вовлеченная в действие. Когда уверенности нет, то человек волнуется за свое будущее. Волнение на иврите דאגה и это первые буквы алфавита, кроме бет, стоящие не по порядку. То есть, когда нет уверенности, то человек видит реальность непонятной, смешанной, в которой нет порядка и направления.
На двойственность, как на начало множественности указывает также то, что первые два слова Торы начинаются с бет – בראשית ברא. Глагол «לבראו» означает создание чего-то и- ничего, что под силу только Творцу мира. В кабале это соответствует миру «бриа» - первому из «отделенных» миров, где, в отличие от мира Ацилут, свет не полностью соединен с сосудами. То есть в мире Бриа появляется то самостоятельное творение, отдаленное и отделенное от Творца.
Какой сфире соответствует бет? Если алеф это кетер, то бет – хохма, а если алеф хохма, то бет относится к сфире бина (и тогда бет читается как בת י – «дочь йуд», т.е. бина, происходящая из хохма) и это также двойственность, присущая букве бет.
Сфира бина и «байт» (дом) указывает на то, что буква бен особенно относится к женской стороне. Женщина находится внутри, в доме, она строит дом, она скрыта от глаз и поэтому именно через нее приходит «браха», как сказано: благословение почиет на том, что сокрыто от глаз.
Мидраш говорит, что «берешит» можно понять также как «бет решит» - два начала. Что же называется «началом»? Либо Тора и народ Израиля, либо страх перед Б-гом, как сказано «начало мудрости – страх перед Б-гом» (Тегилим 111). И тогда двойственность указывает на два «страха» - нижний и высший. Нижний страх это страх восстать против величия Творца, а высший страх это страх приравниваемый к стыду (Тания 4).
Само слово «решит» означает начало и указывает на начало времени, т.к. и время было сотворено Творцом вместе с пространством и материей. И тогда буква бет указывает на двойственность самого времени. Двойственность эта состоит из понятий «вечность» и «мгновение». Вечность указывает на однородность, отстраненность и абстрактность времени,- с точки зрения вечности ничего не имеет значения, все сливается в однородную массу. С другой стороны каждое мгновение неповторимо и уникально. Правильное, исправленное ощущение времени состоит из умения соединить два этих ощущения.
Мы говорили уже, что буква бет намекает на битахон – уверенность в Б-ге. Эта уверенность также рождается из двойственности, из противоречия между верой и реальностью, открывающейся глазам.
У комментаторов Торы принято обычно противопоставлять веру и уверенность – אמונה וביטחון.
Каково же соотношение между ними? Можно рассмотреть несколько уровней ответов.
Вера относится к умозрительным заключениям, а битахон это вера в действии, в ее соприкосновении с жизнью. Что это подразумевает в действии, мы скажем чуть дальше.
Но сначала нужно понять – вера во что? Если это вера в то, что все от Б-га, т.е. все, что происходит с человеком – плохое или хорошее,- все это определено ему свыше, то что в таком случае означает битахон? Битахон будет проявляться в спокойствии человека, в его религиозно – философском подходе ко всему, что с ним происходит. Т.е., даже если случается что-то плохое, человек знает, что так определено ему свыше, как искупление за его грехи, например.
Второй вариант веры, как говорят об этом наши мудрецы, это вера в то, что все к лучшему. И здесь уже есть две возможности понимания. Первая – как продолжение того, о чем говорилось выше – даже, если случается что-то плохое, то это может быть искуплением грехов для очищения человека. Однако, это не окончательное понимание этого уровня. Приведем здесь одну из классических историй талмуда, демонстрирующих этот подход.
 Однажды рабби Акива был в пути. Он прибыл в одно село, где он пытался найти себе ночлег, но ему всюду в этом отказали. На это он сказал: «Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». И он провел ночь в открытом поле. Он имел с собой петуха, осла и лампу. Подул ветер и потушил лампу, ласка съела петуха, а лев растерзал осла. И рабби Акива вновь повторил: «Все, что Всемилостивый делает – к лучшему». В эту же ночь грабители ворвались в село, ограбили его и увели всех его жителей в плен. Если бы рабби Акива ночевал в селе, он подвергся бы той же участи. Если бы лампа горела, петух кричал или осел заревел, он был бы обнаружен бандитами в открытом поле.
Попробуем понять этот рассказ. Если Б-г хотел спасти раби Акиву, то почему тот вообще должен был претерпевать какие либо неприятности? Можно сказать, что какие-то прегрешения у раби Акивы были и поэтому его избавление не могло быть абсолютно «чистым». Но можно объяснить, что так же как мы не удосуживаемся поблагодарить Б-га за то, что мы дышим, видим, за то, что земля не проваливается у нас под ногами и т.п. потому что мы воспринимаем это как само собой разумеющееся, человек осознает чудо и участие Б-га в его жизни только когда что-то случается, только когда вещи перестают быть сами собой разумеющимися. Только на фоне черного виден белый цвет. Тысячи чудес происходят с нами ежедневно, о которых мы даже не знаем, а для того чтобы оценить чудо необходим черный фон. И, все же, непонятно, что означают эти слова, этот подход – «все к лучшему»? Ведь у человека есть свобода выбора и, реализуя свою свободу, он может совершить и зло?
Но здесь и проявляется двойственность и парадокс – цель и результат, как бы, уже определены заранее и все, что не произойдет, включено в изначальный план творения. Человек же реализует свой выбор только в рамках своего частного бытия и получает, соответственно с этим, награду или наказание (о награде и наказании мы подробно поговорим в следующей главе), общее же бытие все равно развивается по плану Творца.
Об этом говорит талмуд, комментируя пасук из Псалмов «נורא עלילה על בני אדם» - . Адам должен был стать смертным и начать историю человечества, тем не менее, смерть является результатом его греха. Евреи должны были страдать в египетском рабстве, тем не менее, египтяне были наказаны за это потому что с их стороны, это был их выбор. Подобное этому говорится и в Пиркей авот: за то, что ты утопил, тебя утопили, но и тебя утопившие утоплены будут.
Поэтому, с точки зрения Творца, все к лучшему, т.е. все служит раскрытию Его единства, а раскрытие это, как мы уже говорили, невозможно без кажущегося противостояния, без черного фона.
Этот уровень битахон выше предыдущего, поскольку больше относится к абсолютному единству Творца, - зло в нем выступает лишь как необходимая ступень для раскрытия добра. Раби Акива, поскольку жил и чувствовал именно на этом уровне битахон, получил возможность увидеть раскрытие этого закона в действии – зло, действительно служило лишь инструментом для проявления добра, раскрытия Б-га в мире.
Есть и еще один уровень битахон, отображенный в истории с Нахумом «Гамзу».
А  почему  прозвали его  Нахум  Иш  Гамзу? Потому, что на все, что случалось с ним, он говорил: И это к  добру! Однажды посылали  мудрецы дар  императору. Говорят  они: С  кем  мы  пошлем? Говорят: С  Нахумом Иш  Гамзу, ибо  он обладает  даром  чудотворца. Послали его (дар) с ним. Отправился он и заночевал (лег)  в  одном месте (жилом доме), встали (ночью)  тамошние  обитатели, взяли все, что  было  в  его сундуках и наполнили  их  землей. Когда  добрался он туда (в Рим), раскрыл  он  сундуки  и  увидел, что  они  полны  землей. Сказал (император): Смеются надо  мной  иудеи? Распорядились  его (Нахума Иш  Гамзу) убить. Сказал  он: И это  к  добру! Пришел Элияhу, принял  вид  одного  из  них. Сказал он  им: Быть может  это  из той  земли Авраама, из  которой вырастали стебли травы  и становились стрелами и мечами, чтобы разить врагов его (как сказано: сделает   подобно  праху   меч  свой). Был  там  один город, который  не могли они завоевать. Попробовали  они  на  нем  из  этого (этой  земли) и завоевали его. Повели его (Нахума  Иш  Гамзу)  в  сокровищницу  и  наполнили  сундуки  его драгоценными  камнями  и жемчугом. Доставили  его  в  то  самое  место ночлега. Сказали (тамошние) ему: Что  такое  ты привез  (туда), что тебе  все  это устроили? Сказал  он  им: Что  я  взял  отсюда, то  и привез туда. Взяли (встали) они  также  и привезли (в дар)  из  этой земли. Повелел  царь, проверили эту землю (на  деле)  и казнили  всех тамошних  обитателей.
Отличие этой истории от истории с раби Акивой в том, что у раби Акивы зло остается злом – потеря осла, петуха и свечи не возмещаются, оно лишь служит для раскрытия добра. Во второй истории с Нахумом Гумзу, очевидно произошедшее чудо, тогда как в первой оно более сокрыто. В этом и разница между «все к лучшему» и «и это к лучшему»,- в первом случае раскрывается изначальный замысел, во втором моделируется будущее, проявляется прямое влияние Б-га.
Но мы сказали, что битахон это не вера, а проявление веры в жизни, в действии. Как же проявляется все то, о чем мы говорили? Очевидно, что подход «все к лучшему» дарит человеку еще большее спокойствие и, главное, связь с Б-гом даже тогда, когда видимый мир, кажется, противоречит Его участию в нем. Эта связь и есть на самом деле самое ценное, что может подарить битахон.
Уровень «и это к лучшему» выражается в прямой связи с Творцом, в самой уверенности, что Он может помочь и вызволить из любой ситуации в любой момент, вне зависимости от заслуг или провинностей человека. Подобно преступнику, просящему спасение и амнистию у царя, в заслугу самой этой связи и надежды и упованию на царя, спасение может прийти.
И, наконец, нужно заняться вопросом еще одной двойственности – соотношению между битахон и «иштадлут» (необходимые прилагаемые усилия). Действие или бездействие – чего требует от нас битахон?
Казалось бы, чем меньше действия, тем больше места мы оставляем проявлению чудесного управления миром Творца, а поэтому количество прилагаемых усилий нужно уменьшать.
Однако, попробуем привести несколько примеров из Торы и мы увидим, что картина не так проста. Первый пример – сравнение четырех царей Иудеи.
Четверо царей. Того, что просил этот, не просил другой. И вот они: Давид (993 - 961 до н.э.), Аса (908 - 867 до н.э.), Иеошафат (870-846 до н.э.) и Хизкиягу (727-698 до н.э.). Давид сказал: "Буду преследовать врагов моих и настигну их…" [Псалмы, 18:38]. Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "…и побил их Давид…" [Шмуэль I, 30:17]. Встал Аса и сказал: "Нет у меня силы убивать, а только я буду преследовать, а Ты делать остальное". Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Грара, и пали кушиты, и не осталось у них живых, так как они пали перед Г-сподом…" [Диврей айамим II, 14:12]. Не написано: так, как они пали перед Асой, а написано: "так, как они пали перед Г-сподом". Встал Иеошафат и сказал: "Нет у меня сил, ни убивать, ни преследовать, а только я скажу песнопение, а Ты сделаешь остальное". Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И в то время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду против (возбудил распри между) сынов Амона, Моава и (жителей) горы Сеир, пришедших на Иудею, и они были поражены. И восстали сыны Амона и Моава на обитателей горы Сеир, избивая и истребляя, а когда покончили с жителями Сеира, помогали друг другу (во взаимном) истреблении [Диврей айамим II, 20:22-23]. Встал Хизкиягу и сказал: "Нет у меня сил ни убивать, ни преследовать, ни говорить песнопение, а только я буду спать на своей постели, а Ты сделаешь остальное". Ответил ему Вс-вышний: "Я сделаю так". Как сказано: "И было в ту ночь: вышел ангел Г-сподень и поразил в стане Ашшурском сто восемьдесят пять тысяч" [Мелахим II, 19:35].
Итак, в каждому из этих четырех царей Б-г ответил, соответственно с его просьбой и его молитвой. Казалось бы, у кого из вышеперечисленных царей выше уровень битахон? У Хизкиягу, разумеется. Но некоторые комментаторы смотрят на это совсем с другой стороны.
Хизкиягу настолько боялся, что, соверши он какое либо материальное усилие, он может посчитать, что это он, а не Б-г привел к этому результату, что отказался от совершения каких либо действий вообще. Другие цари были готовы к каким-то действиям в материальном мире, без опасения, что это может повлиять на чистоту их веры и уверенности в Б-ге. Царь Давид мог совершить все материальные действия, которые были необходимы – преследовать врагов, сражаться и т.д. и при этом не на миг не подумать, что «сила моя и крепость моей руки сотворила это».
Действительно, Творец создавал мир и его законы не для того, чтобы нарушать их и чуда является всегда исключением, необходимым в данный момент, но никак не правилом. Наоборот, цель творения это раскрытие Б-га и Его управления внутри законов природы и это дихотомия является неотъемлемой частью всего мироздания.
Рассмотрим еще один пример из Торы. Всевышний говорит Аврааму, что ему нужно идти в землю Кнаан, где у него будет потомство, ученики и пр. Авраам слушается Всевышнего, а через некоторое время в этой земле начинается голод и Авраам спускается в Египет, где его жену забирают в дом фараона и только благодаря вмешательству Б-га, они спасаются. Правильно ли поступил Авраам, спустившись в Египет? Многие комментаторы говорят, что да – что еще ему оставалось делать? Но Рамбан, утверждает, что Авраам должен был оставаться в земле Израиля и надеяться на спасение Всевышнего и все, что с ним произошло это результат его ошибки.
В чем спор комментаторов? Спор – как проявляется битахон – в действии или бездействии. И в том и в другом случае божественное провидение проявит себя, когда все уже будет использовано, когда человек дойдет до черты – спор лишь в том, нужно ли перепробовать все природные способы и лишь там, дойдя до черты, вмешается чудо, как, собственно и было в истории с Авраамом или же нужно бездействовать и также «дойти  до черты» в своем полагании на Б-га. Как мы видим из спора комментаторов, вопрос этот не такой простой и нет абсолютного и единственного решения. Есть «битахон активный» - действие с уверенность в Б-ге и есть «битахон пассивный» - бездействие с уверенностью в том, что Б-г поможет и нужно знать, когда, как и сколько применять. (К примеру, Ханука это пример активного битахон, когда евреи взяли оружие и вышли на войну против огромной армии, а Пурим это пример пассивного битахон, когда евреи практически ничего не предпринимали, кроме поста и молитв)
Когда Яков возвращается в землю Израиля и ему сообщают, что Эсав идет навстречу с ним с отрядом в 400 человек, сказано, что «Яков очень испугался и стеснилось сердце его». Раши объясняет, что, несмотря на то, что Б-г дал ему обещание охранять его, он все равно опасался, что какой ни будь грех повлияет и на это обещание. Трудно заподозрить Якова в отсутствии у него уверенности во Всевышнем. Итак, мы видим, что битахон не всегда решает даже проблему спокойствия , ведь страдание все равно может настигнуть человека, если он того заслуживает. Обретение смысла дает успокоение лишь при взгляде назад, в прошлое, но не в неопределенность будущего. Спокойствие возникает от самого факта связи с Творцом, от ощущения, что ты не отдан во власть случайностей природы, а находишься под неусыпным взглядом Б-га, что и является проявлением веры в «ашгаха пратит» (личное наблюдение).
Интересно, что в Кабале качество битахон связано со сфирот нецах и hод, которые, в свою очередь, соотносятся с ногами (или бедрами) и именно бедро было задето ангелом у Якова, как бы намекая на качество битахон (тогда слова Торы «и остался Яков один» можно понять как «один без Всевышнего», т.е. было ослабление в качестве битахон, после чего, на него и напал ангел Эсава. Мидраш говорит, что Яков вернулся за «малыми сосудами» и этим сосудом и был тот самый горшочек с маслом, найденный в храме в Хануку. То есть мы видим здесь прямую связь между историей Якова, Ханукой и качеством битахон).

Hод происходит также от слова «леодот» - благодарить, а благодарность обычно обращена в прошлое, в то время как нецах означает вечность, что означает обращенность в будущее. И это соответствует двум уровням, о которых мы говорили выше – «все к лучшему» и «и это к лучшему», когда «все к лучшему» относится к прошлому, к уже заранее спланированному и предопределенному исходу, как это объяснялось выше и потому связано с качеством hод, в то время как «и это к лучшему» направлено на модификацию будущего и поэтому соотносится со сфирой нецах.

Комментариев нет: